Главная | Статьи и сообщения
использование материалов разрешено только со ссылкой на ресурс cossackdom.com |
Д.В. Сень (г. Краснодар)
«Черномория»
versus «Кубань»: некоторые аспекты
дискурса империй
и теоретические проблемы изучения истории
Северо-Западного Кавказа
конца
XVIII в. –
первой половины XIX в.
Данная статья по определению
носит постановочный характер, причем
постановочность определяется не столько минимальной степенью разработанности
проблематики, сколько общей ситуацией, сложившейся в региональной («кубанской»)
исторической науке.
Речь идет о такой ситуации, при
которой все более сужается дистанция между ремеслом историка и современным
политическим дискурсом, когда, по верному замечанию А.И. Миллера, «многие
историки не находят адекватных форм для выражения своей гражданской
ангажированности» [1]. Отечественное гуманитарное знание, и это особенно
заметно в последние годы, все более подвергается влиянию ряда «старых»
исторических мифов, вновь вызванных к жизни условиями их функционирования в
конце 1980-х – 1990-х гг. (например, распадом СССР и поиском многими участниками
былого советского «совместничества» своей национальной истории, «своей»
земли и пр.). Писание «национальных историй» составляет неотъемлемую
часть современных политических процессов, будучи теснейшим образом связано с
идеологиями этнополитических движений, например, на Северном Кавказе. Одним
из самых удачных опытов проникновения в психоисторию изучения проблем
идентичности северокавказских народов в XX в. следует
признать капитальный труд В.А. Шнирельмана [2], уже вызвавший неоднозначную
оценку отдельных представителей местных научных «школ». Очевидно, что для нынешнего историописания
(во многом, читай – «переписывания») характерны даже среди историков,
этнологов «тенденции к героизации, удревнению своей государственности, завышению
уровня… развития этносов, вообще самоутверждению за счет соседей, созданию
модифицированного пантеона выдающихся национальных деятелей» [3].
Не вызывает сомнения тот факт, что писание региональных исторических нарративов
играет существенную роль в политической легитимации различных сообществ, от
региональных элит до народов.
Отмечая несомненные достоинства регионального подхода (учитываются различные
векторы государственного строительства
исчезнувшего, впрочем, ныне Российского
государства), нельзя не сказать об оборотной стороне медали: историческое
прошлое все чаще вторгается в современное историческое сознание именно теми
своими образами, которые могут получать самую разную интерпретацию. К сожалению,
все большее распространение в обществе получает та точка зрения, что в прошлом
можно найти ответы на все злободневные вопросы современности, особенно на
имманентно конфликтногенном Северном Кавказе. В этом смысле сторонники
различных подходов небезуспешно используют такие «химеры» региональной идентичности,
как «коренной народ», «родная земля», «малая родина». Северный Кавказ явил
собой в постсоветское время великолепный образчик пространства, где «велся
поиск новых идентичностей и происходил расцвет новых этногенетических мифологий,
призванных легитимизировать строительство новых государств, оправдать
политические и территориальные притязания и создать символическую основу борьбе за выживание отдельных этнических
культур (выделено мною. – Д.С.)»
[4].
Поиски «своего» золотого века,
характерны, к сожалению, для многих российских ученых-регионоведов, тех, кто
видит преодоление кризиса идентичности в возвращении в «русской идее»,
подчеркиванию прогрессивной роли России в истории северокавказских народов и
т.п. Сторонники идеи «добровольного вхождения», политически ангажировано
предлагающие отказаться от устоявшегося в историографии слогана
«Кавказская война» [5], склонны при этом «опоэтизировать» героику русско-северокавказских
связей. Очевидно, что этими учеными вполне «естественно» разделяется такое
мягко сказать, имперское мнение о том, что «переход в собственность России…
Кавказа, населенного, как ясно, людьми из другой части мира, как и следующие
из этого права "нас" на "их" ресурсы… обоснованы не
"нашими" эгоистическим (по нынешнему – национальными)
интересами, а "их" интересом и пользой: "если бы не мы, они бы
не приобщились…"» [6]. Историческое сознание современных жителей
Кубани, а также Адыгеи и других сопредельных территорий формируется под
влиянием не только фольклорных, но и политических мифов, в создании
которых участие принимают, к сожалению, отдельные представители научного
мира. Взгляды этих ученых зачастую формируются вне контекста исторической
эпохи, вне данных «голосов эпохи», которые «неудобны» мифологизаторам от
науки, не замечающим противоречий взглядов, например, того же казачества – исторически обманутого царизмом «полупривилегированного
сословия».
Возвращаясь к проблеме поисков
(и ложного обретения!) местного (применительно к историописанию на
Северо-Западном Кавказе, в т.ч. Кубани) «русско-российского» золотого века, следует подчеркнуть,
что актуализация таковых конструктивистских усилий рубежа 1980-х –
1990-х гг. определялась несколькими обстоятельствами, в т.ч. процессами
т.н. «возрождения казачества», все более приобретающего политическую окраску.
С большим сожалением следует
признать, что кубанское казачество, по сути, объявлено ab ovo
региональной истории.
Недаром в уставе Краснодарского края
Итак, «золотой век» вроде бы найден: это рубеж XVIII–XIX вв.,
время якобы первого основательного знакомства казаков с землями Северо-Восточного
Причерноморья («Кубани»). Примечательно,
что тезис об освоении этими «первыми» казаками «Кубани» как новом Начале в истории региона, присутствует
не только в научной, научно-популярной литературе, но также в массовом дискурсе
или, по терминологии А. Ливенсона, принципиально бесписьменном современном
«фолк-дискурсе» [10].
Тема казачества приобрела
настолько гипертрофированное значение в «региональной историографии», что
местная историческая проблематика оказалась зажатой в «прокрустовом ложе»
немногим более чем двухвекового пребывания Кубани в составе Российского
государства. При этом многие явления, типологически «преодолевающие» вверх по
шкале времен черту «пресловутого
Итог таким рассуждениям – выводы
об исконной якобы преданности казаков российским интересам, имперским
идеалам, патриотизме казаков. При этом нередко выстраивается своеобразный
ложный «силлогизм»: православные казаки – противники мусульманского мира
– сторонники России/проводники российской политики. Кроме явной дискуссионности
такого рода положений, отметим следующее: существенно обедненным предстает
в таком случае концептуальное наполнение
истории Дона, Кавказа, Причерноморья; включая, например, историю Кубани с
определяющим на нее влиянием правящего в Крымском ханстве дома Гиреев и
крымской знати, государства, являвшегося до
И, наконец, еще одно замечание –
о символической роли этих «предков» в современной истории региона, называемого
ныне Кубанью. Научная несостоятельность того подхода, при котором казаки
объявлены «первопредками» современных жителей Кубани (по крайней мере – русских
и украинцев) и «культурными героями» «золотого века» (с определением тех тем,
какие нужно изучать) подчеркивается
следующим: 1) многие аспекты жизни
казаков в регионе конца XVIII в.
– начала ХХ в. некритично проецируются на нынешние реалии жизни «потомков казаков»
(«казачье землепользование», «казачья служба», «казачьи традиции») и наоборот;
нынешнее неоказачество [12] имеет самое отдаленное и опосредованное отношение
к истории ЧКВ/ ККВ; 2) тени казачьих
«предков» присутствуют в ряде современных региональных этногенетических
построений, в которых, как пишет В.А. Шнирельман, «подчеркивается чистая
линия, соединяющая предков с потомками»; причем не подлежит сомнению, что ценность
этих «предков» определяется «их способностью легитимизировать права
титульных народов на полноправное владение своими республиками» [13]; 3) актуализация поисков на Кубани
«предков-героев» (приводящая порой к безудержному восхвалению казаков, вопреки
их драме, например, противостояния с иногородним элементом в XIX в.) связана еще и с тем, что Северо-Западный Кавказ вновь стал «горячей
окраиной» России, где славянское население на массовом уровне пережило кризис
национальной идентичности. Причем крайне важно отметить то, что проистекал
этот процесс в условиях дегероизации истории России изнутри и вызова
национальных историй извне [14], разрушая привычные представления и символы
«исторической веры» русских; 4) апеллирование
некоторых ученых к этничности таких «предков», которым монаршая власть вручила
когда-то «бразды правления» в регионе, явно не способствует построению
российской гражданской нации [15], а ведет лишь к развитию конфликтной ситуации
даже на страницах научных трудов, где научный дискурс застыл на едва ли не на
уровне одних проблем Кавказской войны и расказачивания.
Что касается состояния
фолк-дискурса, оно определяется во многом апелляцией к казачьему прошлому
истории края вот почему: поскольку для большинства людей понятия «русская
история» и «история России» являются совершенно однозначными, то казаки-черноморцы,
«предки» русских Кубани, однозначно
идентифицируются как носители российского государственного начала и,
следовательно, как создатели традиций Кубани, «исконного» места «проживания
русского народа, составляющего большинство населения края» (из ст.2.
ныне действующей редакции Устава Краснодарского края). Поэтому вполне
естественно «казачья Кубань» выступает в роли исторического фундамента формирования
исторического сознания обывателей: «в последнее время растет интерес жителей
Кубани к истории родного края. Возрождаются былые традиции. На уроках
кубановедения школьники старательно учат имена атаманов, прославивших Кубань»
[16] .
Итак, следует признать
(полностью разделяя при этом опасения А. Миллера и, напротив, осторожно
принимая соответствующий оптимизм А. Каппелера
в отношении перспектив регионального подхода [17]), что такого рода научное
направление, нередко выражающееся в создании политически ангажированных
исторических нарративов ждет, очевидно, печальное будущее – в том, конечно,
смысле, что оно не исчезнет, но послужит лишним горючим основанием для
разжигания новых «войн памяти». Победителем в таком случае окажутся не рядовые
акторы исторического процесса, а «коррумпированные историей» национальные
(региональные) элиты, а следствием – не выход русских из состояния «кризиса
идентичности», а очередной всплеск в среде бывшей «титульной нации» ксенофобии
и культурного расизма.
В целях поступательного развития дискуссионности ряда тезисов, выдвинутых в
первой логической части статьи, автор
переходит к следующей части своего исследования: к изучению «воображаемых
сообществ», «воображаемого пространства», «ментальных карт», анализируя
некоторые аспекты дискурса империй, именно начиная с событий XVIII в.. Делается это для того, чтобы показать мифологическую природу
многих утверждений о природе российского присутствия на Северо-Западном Кавказе,
начиная со времен переселения сюда черноморских казаков. По справедливому
замечанию А. Миллера, в подавляющем большинстве исследований способ
воображения региона не объясняется сколько-нибудь четко и подробно, а историки
убеждены, что «выбранные ими границы региона "естественны", а не
являются плодом их собственного или заимствованного у политиков пространственного
воображения» [18]. Ситуация усугубляется тем, что многие исследователи искусственно
вычленяют в государстве некий регион, ретроспективно используя такие
современные границы, которых раньше не существовало. Отсюда нередки
заявления, что «традиционно называют Кубанью», оказывается, земли ЧКВ, а
затем территорию Кубанской области и Черноморской губернии [19]. Между тем
номинация «Кубань» оказывается образчиком такого воображаемого
пространства, которое было вызвано к жизни имперскими «войнами памяти»,
необходимостью управления российским царизмом новыми окраинными землями.
Дело в том, что, по мнению крупного исследователя истории империй А. Рибера,
способность империй управлять своими границами является одним из важнейших
факторов их (империй) долговечности [20]. Позволим утверждать, что конструирование
(путем номинирования) нового воображаемого
пространства (пограничного, недавно – чужого!) можно отнести к числу
метод и способов управления, а также формирования новой идентичности новых
насельников этого «региона».
Во-первых, необходимо сказать,
что привычное нам слово Кубань (применительно к описанию границ именно
российских владений на Кавказе, начиная с конца
XVIII в.) достаточно противоречиво входит как в бюрократический
(«книжный») дискурс, так и «фолк-дискурс». Несомненно, что разные поколения
как местных жителей (и ученых в т.ч.), так и сторонних (но заинтересованных)
лиц империи вкладывали разный смысл (географическое наполнение), употребляя
данный термин. При этом крайне интересно, что наименование определенного
региона «Кубанью» случилось много раньше вхождения западной
части Кавказа в состав России, а затем это наименование временно исчезло.
Во многих документах, как минимум, XVIII века, мы встречаем
прямое указание на обозначение земель Правобережной Кубани (входившей тогда и
много раньше в состав Крымского ханства) именно как Кубани [21]. В конце XVIII в., по итогам Русско-турецких войн второй половины XVIII в. Крымское ханство было ликвидировано, и Манифестом 8 апреля
Можно согласиться с метким замечанием
О.В. Матвеева о том, что «смена названия
войска (с Запорожского на Черноморское (в вариациях). – Д.С.) –символический ритуал. Наименование… выбиралось не только
ради "ушам приятного прозвания", но и для приобретения качеств,
обозначенных новым именем» [24]. А дальше, создавая новую этногенетическую
историю «региона», имперская власть столкнулась с рядом проблем, в т.ч.
вызванных событиями Персидского бунта, и наименование «верные» у ЧКВ было
безжалостно отобрано [25]. Впрочем, и в бюрократическом («книжном») дискурсе новое имя нового войска приживалось с трудом: в документах ГАКК мы
встречаем даже такие «экзотические» варианты, как «верное Запорожское войско»
и «Войско верных запорожских казаков» ([26], см. также [27]). Что касается
номинации «Кубань», то на ее употребление было наложено табу по принципу
«казнить нельзя помиловать». Земли «той» («другой», «чужой», «неистинной»)
Кубани были теперь объявлены территорией Фанагорийского острова «со сею
землею, лежащею по правой стороне реки Кубани от устья ее до Усть-Лабинского
редута…» [28].
Как результат – обозначение
Кубанью занятых ЧКВ земель Крымского ханства почти исчезает из употребления,
хотя отдельные «бреши» использования «табуированной» номинации мы встречаем,
как на картах, так и в делопроизводственной документации [29]. Не доверяя
вполне ЧКВ как социуму, лояльному верховной власти, царизм апеллирует пока в
своих практиках выстраивания
воображаемого пространства, однако, не к акту создания войска и сакрализованному
пожалованию ему земель (что открывает наступление новой эры в истории «региона»
и актуализацию космологической модели восприятия времени [30], а к временам Боспорского царства и Тмутараканского
княжеств, на что никто из ученых
ранее внимания не обращал. Вероятно, в первом случае речь идет о неких
символических отголосках т.н. «греческого проекта» Екатерины II, во втором – указывает на замысел властей
обосновать очередное, исторически законное появление Руси-России в
Северо-Восточном Причерноморье. Недаром в российском бюрократическом
(«книжном») дискурсе конца XVIII
в. весьма быстро замелькал
«Фанагорийский остров» [31], символическая география которого охватила не
только земли Таманского о-ва, как исторической части Азиатского Боспора. В
результате же разделения Новороссийской губернии на три новых т.н.
«Черномория» вошла в состав Таврической губернии, образовав еще Фанагорийский
уезд, преобразованный затем в Тмутараканский [32]. Что касается
«тмутарканских практик» именования новых владений империи на Западном Кавказе,
то свою предысторию они также имеют в «веке золотом Екатерины». Примечательно,
что к находке Тмутараканского камня российские галломаны отнеслись с большим
подозрением, ибо полагали, что с «его помощью Россия хочет доказать
справедливость своих притязаний на эту территорию» [33]. Правительство уже Александра
I (не достав ли при этом «из-под сукна
«павловский проект»?) с вниманием отнеслось к перспективе переименования «турецкой» Тамани в Тмутаракань, но, по
неизвестным пока причинам, такой указ не был подписан [34]. Впрочем, подобного
рода практики все-таки нашли определенное претворение в жизнь, поскольку из журнала
дневных заседаний Войсковой канцелярии от 5 октября
Итак, подобные практики конструирования воображаемого пространства свидетельствуют,
с одной стороны, что имперские методы управления пограничными
территориями (уверенно сочетающие в данном,
оговоримся, реальном опыте историческую и космологическую модели восприятия
времени) играют огромную роль в конструировании новой социальной памяти, используя манипуляции с прошлым в качестве мощного мобилизационного фактора.
С другой стороны, в результате конструирования «воображаемой географии»
появляются «воображаемые сообщества», которым сопутствует не только чувство
укорененности на «этнической земле», но и проявления этнонационализма в поле
конфликтогенных ситуаций.
Библиографический
список
1. Миллер А. Империя Романовых и национализм:
Эссе по методологии исторического исследования. М., 2006. С.26.
2. Шнирельман В.А. Быть аланами: интеллектуалы и
политика на Северном Кавказе в XX веке.
М., 2006.
3. Аймермахер К., Бордюгов Г. «Свое» и «чужое»
прошлое. Введение // Национальные истории в советском и постсоветских
государствах / Под. ред. К. Аймермахера, Г. Бордогова. М.. 1999. С.13.
4. Шнирельман В.А. Указ. раб. С.553.
5. Вопросы южнороссийской истории: науч. сб. /
Под. ред. В.Б. Виноградова, С.Н. Ктиторова. М.: Армавир, 2006. Вып.11.
С.90–113.
6. Ливенсон А. «Кавказ» подо мною. Краткие
заметки по формированию и практическому использованию «образа врага» в
отношении «лиц кавказской национальности» // Образ врага / Сост. Л. Гудков,
ред. Н. Конрадова. М., 2005. С.286.
7. Устав (основной закон) Краснодарского края:
Информ. бюллетень (специальный выпуск) Законодательного собрания
Краснодарского края. Краснодар, 1997. С.3
8. Миллер А. Указ. раб. С.21.
9.
Там же. С.26.
10.
Ливенсон
А. Указ. раб. С.286.
11. Дружинин В.Г. Раскол на Дону в конце XVII столетия. СПб., 1889; Боук Б.М. К истории
первого Кубанского казачьего войска: поиски убежища на Северном Кавказе //
Восток. 2001. №4. С. 30–38; Мининков Н.А. К истории раскола Русской
Православной Церкви (малоизвестный эпизод из прошлого донского казачества) //
За строкой учебника истории: Уч. пос. Ростов н/Д., 1995. С.26–46; Сень Д.В. 1)
«Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (
12. Маркедонов С.М. Неоказачество на Юге России:
идеология, ценности, политическая практика // Центральная Азия и Кавказ.
Журнал социально-полит. иссл. 2003. №5 (29). С. 161–174.
13. Шнирельман В.А. Указ. раб. С.552.
14. Зубкова Е.,
Куприянов А. Возвращение к «русской идее»: кризис идентичности и национальная
история // Национальные истории… С.300.
15. Казачий пост
номер один – традиция времени // Кубанские новости. 2006. №109 (22 июля). С.3.
16. Маркедонов
С.М. Апология Российской идеи, или Как нам сохранить Россию // Тезисы по
российской национальной политике. М., 2004. С.3–8.
17. Каппелер А.
«Россия – многонациональная империя»: восемь лет спустя после написания книги //
Ab imperio. 2000. №1. С.21; Миллер А. Указ. раб. С.27.
18. Миллер А.
Указ. раб. С.16.
19. Хотина Ю.В.
Блог ирование историко-культурного наследия Кубани в конце XVIII начале ХХ вв.: автореф. дис… канд. ист. наук. Краснодар, 2006. С.4.
20.
Рибер А. Сравнивая континентальные империи // Российская империя в сравнительной
перспективе: Сб. ст. / Под. ред. А.И.
Миллера. М., 2004. С. 54.
21. Архив
внешней политики российской империи. Ф.115. Оп.1.
22. ПСЗ-1.
СПБ., 1830. Т.21. С.897.
23. Рибер А.
Указ. раб. С.61–62.
24. Матвеев
О.В. Монарх в исторической картине кубанского казачества (конец XVIII – начало XX столетия)
// Кубань-Украина: Вопросы историко-культурного взаимодействия. Краснодар,
2006. Вып. 1. С.68.
25. Государственный
архив Краснодарского края (ГАКК). Ф.250. Оп. 1. Д.59. Л.5.
26. ГАКК.
Ф.249. Оп.1. Д.7. Л.2; Там. же. Оп.1. Д.41. Л.11.
27. ГАКК. Ф.249. Оп.1. Д.8. Л.1; Там
же. Оп.1. Д.239. Л.13 (документы любезно
предоставлены автору Б.Е. Фроловым); Там же. Оп.1. Д.36. Л.77.
28. ПСЗ-1. СПб,
1830. Т.23. Ст.17055.
29. Карта
границы Империи между Каспийским и Черным морями. Сочинена в 1778 году (с
обозначением земель белгородских татар // ГИМ. Инв. №60083 ГО А-5125. Гравюра
30. Успенский
Б.А. История и семиотика / В кн. Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1996. Т.1.
(Семиотика истории. Семиотика культуры). С.31.
31. ГАКК. Ф.
249. Оп.1. Д.227. Л.5 об.; Там же. Оп. 1. Д.194. Л.1 об, 2; Там же. Оп.1.
Д.223. Л.9, 26.
32. Фролов Б.Е.
Административно-территориальные преобразования в Черномории начала XIX в. // Освоение Кубани казачеством: вопросы
истории и культуры. Краснодар, 2002. С.97.
33. Захаров
В.А. Заметки о Тмутараканском камне // Cб. Русского исторического общества. М., 2002. №4.
С.156.
34. Там же.
С.162.
35. ГАКК.
Ф.250. Оп.2. Д.96. Л.14 (документ любезно
предоставлен автору Б.Е. Фроловым).