Главная | Статьи и сообщения
использование материалов разрешено только со ссылкой на ресурс cossackdom.com |
Д.В. Сень (г. Краснодар)
Дискурс империй и актуальные
проблемы истории Северо-Западного Кавказа второй половины XVIII в. – начала XIX
в.
(проблемы и перспективы теоретического изучения)
Изучение многовекового процесса утверждения России на Кавказе – одно из
важнейших направлений отечественной историографии. Достигнутые наукой результаты
сколь масштабны, столь и рельефны – особенно в части присутствия здесь в
качестве «родимого пятна» на непроходящее
со времен руководства партией исторической наукой стремление многих ученых
демонизировать, либо, напротив, героизировать усилия России по налаживанию
«совместничества» с кавказскими народами. Особенно показательны, но вряд ли
перспективны с научной точки зрения (имея при этом полное право на выражение и дискуссию),
шаги тех ученых-регионоведов, кто, пытаясь избирательно подходить к отбору
исторических фактов (1), упорно навязывает самым различным акторам современного
исторического процесса мысль о пропаганде
концепции «российскости», полагая, что без этого «внешние и внутренние силы»
будут содействовать дальнейшему развалу России (ссылаясь при этом в указании «враждебных
сил» на свою же работу (2)). Эти ученые свободно оперируют историографически
утвердившимися терминами – то отказываясь от термина «Кавказская война», то
соглашаясь со словом-новоделом «Малая Кавказская война» (3). Кроме того, весьма
симптоматично и тревожно, что представители этого направления сознательно
декларируют политическую подоплеку своего решения об изменении названия
продолжающегося издания «Вопросы северокавказской истории» на «Вопросы
южнороссийской истории» (4).
Именно такого рода «научность» подразумевал автор в своей статье (5),
ссылаясь на мнение А.И. Миллера о том, что многие историки не находят «адекватных
форм для выражения своей гражданской ангажированности». Статья (см также –
(6)), в которой едва ли не впервые применительно
к региональному материалу (имеющийся
задел – труды А. Каппелера, Т. Баррета, из российских ученых – Т.П. Хлынина) используются
возможности концептов фронтира, «ментальных карт» и «воображаемой географии», названа
одним из критиков догматичной, а сам
стиль очередного труда (7) «школы» определяется со всей однозначностью как
отказ от правил научной этики –
поскольку в одном из пассажей, предваряющих множество страниц (наполненных
беззастенчивыми и провинциальными рассуждениями авторов, среди которых есть
даже академики, о невозможности
восприятия текста со словарем иностранных слов, с переводом фразы на латыни в
подстрочнике на русский, сетованием на непатриотичность суждений автора, постыдным
для критиков незнанием семантики слова дискурс и того, чем отличается учебная
литература от научной – С.Л. Дударев, Н.Н. Великая, С.Н. Ктиторов, Ю.В.
Приймак и др.) прямо указано на нежелание авторов и составителей редактировать
стиль и фразеологию текстов. Стоит ли после этого удивляться, что авторы не
сделали замечания еще одному академику,
сетующему на то, что в библиографическом списке моей статьи все сплошь «немцы»
– А.И. Миллер, В.А. Шнирельман, А. Рибер и А. Каппелер? Комментировать
этот вопиющий непрофессионализм и националистически-ксенофобский стиль в рамках
научной статьи невозможно, но представляется напомнить «ученым-патриотам» мысль
Н.Е. Копосова о том, подобно миру, история существует лишь в нашем воображении
и история пишется историками (8); почаще задумываться о том, что объекты
научного познания сами являются конструктами сознания исследователей, теория о
чем была рождена, увы, «нерусским» И. Кантом. И, наконец, можно порекомендовать
этим критикам ссылаться в выстраивании своей, особенной, легко узнаваемой уже
почти всеми учеными-профессионалами
региона системы аргументации не только на самих себя, что само по себе приятно,
но и спокойно знакомиться с мнением признанных мировой наукой авторитетов, таких, например, как В.А. Тишков (9). Речь
идет о такой ситуации, при которой ученые должны обращать самое пристальное
внимание на роль государства в вопросах формирования, изменения etc. этничности, заботясь при этом
не о разжигании «войн памяти» путем героизации российско-кавказских связей, а о
том, чтобы на научном (не путая философию историю с методологией – речь о «российскости») уровне учиться
совмещать свои практики в области регионоведения с рассуждениями об опасности
участия в формировании образов врага или «чужого», равно как «в пропаганде
политических идей, основанных на историческом детерминизме» (10).
Итак, одна из актуальнейших проблем исторического регионоведения (в
теоретическом отношении прежде всего) – соотношение региональных нарративов с
содержанием некоторых в самом деле перспективных направлений исследований.
Одно из них – изучение империй и дискурсивных практик континентальных империй
по управлению своими окраинами. Думается, что в условиях бурно развивающегося
направления (11) многие исследователи Юга России напрасно пытаются доказать
права того или иного народа на «свою» землю», обязательно указав на конкретную
этническую принадлежность, например, «земли адыгов», с самых незапамятных
времен. Все это, по справедливому замечанию В.М. Викторина, В.А. Кузнецова и
И.М. Чеченова (12) «откат к идеологии средневековья», «отступление на позиции
местничества и соплеменности». Итак, этнизация местной истории, как правило,
господствующая в «логике» регионального подхода, приводит, как минимум, к
маргинализации роли других участников исторического процесса и уж почти полному
невниманию к таким акторам, как изгои, метисы etc. Отсюда проистекает «ненужность»
изучения логики поведения кочевников, паломников, новообращенных верующих,
эмигрантов, перебежчиков, зачастую не видящих для себя проблемы в преодолении,
например, пористого пограничного (фронтирного) пространства (13), которое,
кстати, на карте может быть представлено уже в линейных границах.
Отмечу, что вплоть до последнего времени ученые почти не интересовались
такой проблемой как определение ментальных границ (соответственно – меняющегося
пространства) Кубани в парадигме продвижения России на Юг, закрепления ее на
берегах Черного моря и решения ей многовековых внешнеполитических задач или
таких «вопросов», как крымский, кубанский, шире – Восточный. Новизна статьи
определяется, в частности, тем, что данный кейс из области ментальной
географии изучается в контексте борьбы империй (Российской и Османской) за
территорию и население двух «горячих точек» вдоль евроазиатских границ,
которые А. Рибер выделяет в числе пяти аналогичных проблемных зон:
Причерноморской степи и т.н. Кавказского узла (14). В центре внимания автора
настоящей статьи – дискурсивные практики Российской империи по формированию
различных схем организации географического пространства завоеванного Крымского
ханства и наделению разных его частей (главным образом – земель ногайцев как
«ядра» Кубани) определенными характеристиками. Типологически близкая тематика
получает вполне успешное научное освещение при обращении к изучению
пространства смежных или таких же, как Кубань, регионов, «ускользающих» от
четкого определения – Сибирь, Крым (15). Автор настоящей статьи уже публиковал
отдельные (предварительные) результаты
обращения к тематике, вынесенной в заголовок, причем сама постановка проблемы –
о конструктивистской природе границ Кубани – вызвала довольно неадекватную оценку
со стороны некоторых критиков, уверенных в надуманности проблемы и убежденных,
что такой регион существует объективно и испокон веков. Проблема, однако,
существует и ярчайший пример научной «недокоммуникации» в этом поле –
«пребывание» земель западных адыгов (Черкесии-Адыгеи) в составе Кубани.
Историки Краснодарского края включают эти сюжеты в местные варианты историописания,
ученые Адыгеи («Закубанье») – категорически не желают в своих трудах
«пересекать» пространство р. Кубань, поскольку на правом берегу Кубани
находится значительная часть территории Краснодарского края, ныне –
самостоятельного, как и Адыгея, субъекта Российской Федерации. С другой
стороны, часть земель бывшего Кубанского казачьего войска (Баталпашинский
отдел) ныне входит в состав Карачаево-Черкесии, но мы не найдем описания
казачьей истории ни в учебниках по истории КЧР, ни, напротив, освещения истории
«карачаево-черкесского народа» в учебниках, например, по истории Кубани.
Между тем такой регион как «Кубань» оказывается примером воображаемого
пространства, судьба которого теснейшим образом была связана с имперскими
«войнами памяти», необходимостью со стороны российского царизма создать
механизм управления своими новыми окраинными землями. По мнению крупного исследователя
истории империй А. Рибера, способность империй управлять своими границами
является одним из важнейших факторов их (империй) долговечности (16). В
этой связи позволим утверждать, что конструирование (путем называния и
наделения границами) нового воображаемого
пространства (пограничного, недавно – чужого!) можно отнести к числу
способов управления, а также формирования новой идентичности новых
насельников этого «региона». История такого пространства как «Кубань»,
следовательно, может изучаться как часть проблемного поля дискурса империй. В
самом деле, такие составляющие имперской колонизации окраин как «рождение новой
социальной идентичности, этнических отношений, новых ландшафтов,
регионального хозяйства и материальной культуры» (по Т. Баррету (17)) еще
требуют самого пристального внимания исследователей колонизации Россией
Кавказа с позиций изучения символически расширяющегося
пространства Российской империи, что в нашем случае великолепно иллюстрирует
эволюция образов воображаемой географии.
Сталкиваясь с многочисленными фактами нелояльного отношения к империи со
стороны казаков в пограничном пространстве, имперские власти искали и другие,
более изощренные методы управления новоприобретенными владениями, обратившись,
в частности, к практикам «препарирования» исторического прошлого региона.
Ученые отмечают, что в своих интересах государство придает прошлому нужный монументальный
облик, «взывает к поражающим воображение архетипам, осуществляет дидактические
манипуляции с прошлым и всемерно использует его как мощный мобилизационный
фактор» (18). Несомненно, что топонимическую политику государства (о
которой, в частности, пойдет ниже речь) наряду с возведением памятников, празднованием
исторических дат и пр. можно включить в список действенных методов
«национализации масс» (по Дж. Моссе (19)), в результате чего стирается
одна память и закрепляется другая. Но поскольку такое «наделение историей»
чаще всего и контролируется государством, то уместно привести фразу известного
писателя-юмориста Ст.Е. Леца о том, что свергая памятники, нужно оставлять
пьедесталы, которые всегда пригодятся, поскольку на место старых мифов тут же
попытаются поставить новые; а многоликое имя этому пьедесталу – доминирование/подчинение/господство.
В конце XVIII в., по итогам Русско-турецких войн
второй половины XVIII в. Крымское ханство было ликвидировано, и Манифестом 8
апреля
Отмечу, что на протяжении веков ногайско-татарская Кубань ассоциировалась
в сознании жителей России с «нечистым» пространством, источником бед и
страданий православного люда. Крымское ханство, вассал Османской империи, в
состав которого входила Кубань, являлось не только серьезным соперником России
в реализации ей политики на европейском, например, направлении, но и несло
существенную угрозу, что называется, национальной безопасности – пленные
угонялись на земли ханства тысячами. Только за 1607–1617 гг. татары угнали из
России не менее 100 тыс. чел., а всего за первую половину XVII в. татары и ногайцы
Крымского ханства угнали из России не менее 150–200 тыс. человек (21).Для
сравнения – в
Можно также добавить, что восприятие славянами татар Крымского ханства
(предварительно можно полагать – и ногайцев Кубани) в качестве «бича Божьего» и
этих земель («Татарии») как «Тартарии»
(в эсхатологическом понимании), также закрепляло за указанным пространством
(включая Правобережную Кубань) статус земель «нечистых» и «богопротивных»,
что вполне укладывается в поле бинарных оппозиций, «характеризующих структуру
физического, психического и социального миров» (22), На дискурс Татарии
необходимо смотреть и шире: с точки зрения «просвещенной» Европы; недаром Г.Л.
де Боплан пишет о Крыме (включая татар крымских и ногайских) как о Тартарии, наделяя, например, татар
крымских «нечеловеческими» чертами, а черкесов, например, считая тоже
татарами (23). Известен ряд описаний татар XVIII в., в которых они также наделяются
малопривлекательными чертами, выступая представителями едва ли не отдельной,
и «естественно», малоразвитой и жестокой нации (24). Дискурс татар в сознании
жителей Российского государства со временем претерпел изменения и, например, в
конце XV – начале XVI в. «используемые в качестве орудия
наказания татары оцениваются как неразумная, разрушительная, безликая,
неокультуренная стихия. Особенно подчеркивается их коварство и стремление
изменить уклад жизни покоренных народов» (25). Еще в XVII в. татары предстают в думах
(жанр) малороссов как Божья кара за неуважение «к родителям, к роду,
односельчанам…, за несоблюдение постов и обрядов» (26). Итак, и Европа, и
Россия неизменно на протяжении веков описывали татар и Татарию как оплот
дикости, варварства. Причем, как метко выразился Л. Вульф, если за рядом стран,
включая Турцию, век Просвещения мог признать «собственную восточную
цивилизованность, то татарам напрасно было ждать подобного снисхождения» (27). Дискурс
Татарии оказался живуч – российский атлас
Поэтому для России, выступившей в XVIII в. на мировой сцене в качестве великой
империи, воспринявшей идеи Просвещения и mission civilisatrice среди отсталых народов,
варваров было крайне важно изменить представления о себе в Европе как о варварской
ранее стране, как части бывшей Татарии. Тем более оперативно имперским
властями в конце XVIII в. предстояло решить другую насущную задачу – трансформировать
подобные представления о регионе, который сам в недавнем прошлом являлся
частью Татарии. Примерно о том же пишет Л. Вульф: когда Татария (ее часть?)
вошла в состав России и стороны поменялись местами, «татарское влияние
по-прежнему учитывалось в общем балансе сил Европы и Азии, цивилизации и
варварства» (30), Рабочая гипотеза автора заключается в следующем: инкорпорируя
юридически и административно новое приграничное пространство в имперскую
систему, царизм сознательно пошел на масштабное переименование «региона», причем долгое время практики России по
созданию «центрального топоса» управления здесь своими границами носили
непоследовательный характер, не говоря уже об
отсутствии продуманности и многообразии форм процесса управления по М.
Ходарковскому (31). Кажется, не ошибусь, если приведу в качестве подтверждения
мысли о «непоследовательности» характера этой деятельности рассуждение М. Басина
о том, что вестернизированная Петром I Россия обрела в XVIII в. свой дискурс Европы и
Азии, а именно – деление страны на европейскую и азиатскую части (32), последняя
из которых все время расширялась.
Освоение новых земель нельзя было начинать, оставляя без внимания контекст
символического влияния «старых» («освященных» традицией применения
самыми разными историческими акторами) историко-географических представлений
об этих землях, как о «Кубани», «Татарии», пространстве, безусловно, чужом. Реализацию
планов властей по ликвидации («стиранию»
с карт) истории той, чужой, уже несуществующей
Кубани, необходимо было сочетать с символическим
присвоением Россией завоеванного пространства Крымского ханства. Сейчас
неважно, затронули практики этого процесса земли ногайских татар раньше или
позже земель Крыма, но, скорее всего, это были звенья одной цепи. Продолжая
разговор о символических формах присвоения Россией указанного пространства,
точнее – символизме применения этих форм, нужно иметь ввиду еще два, как
минимум, обстоятельства, связанных с дискурсом империй. Обстоятельство первое:
– многовековая борьба Романовых и Османов за эти обширные окраинные
районы вполне может оцениваться как столкновение правителей христианского и
мусульманского миров. До заключения в
– мирные договоры, заключенные между Россией и Турцией в 1774 и. 1791
гг., нанесли мощный удар по позициям Османов в Причерноморье, способствуя
стиранию границ не только между внутренними и внешними, как метко выразился А.
Рибер (34), границами их империи, но между границами старыми и новыми. На
обширных пространствах Дешта (в интересующем нас регионе – до реки Кубань)
стала владычествовать Россия в лице Екатерины II – Темамен Руссиелерин Падишах (35).
«Привычное» нам имя региона – Кубань (применительно к
описанию границ именно российских
владений на Кавказе, начиная с конца XVIII в.) достаточно противоречиво
входит как в бюрократический («книжный») дискурс, так и «фолк-дискурс».
Несомненно, что разные поколения как, например, местных интеллектуалов, так
и сторонних (но заинтересованных) лиц империи вкладывали разный смысл
(наполнение географического пространства) при употреблении данного термина.
При этом крайне Интересно, что наименование этой части Северо-Западного
Кавказа «Кубанью» случилось много раньше вхождения ее в состав
России, вслед за чем данное наименование временно исчезло. Во многих
документах, как минимум времен XVIII века, мы встречаем прямое указание на
обозначение земель Правобережной Кубани (входившей и тогда, и раньше в состав
Крымского ханства) именно как Кубани (36). На известном уже нам атласе
Говоря другими словами, именно Россия была прежде всего заинтересована в
том, чтобы стереть старую память о Крыме, превратив, например, Кубань, в
не-Кубань. Уже в феврале
Что касается ногайской Кубани, то этот регион почти обезлюдел к моменту
переселения сюда черноморских казаков в
Несомненно, что Екатерина II крайне болезненно относилась к
самой возможности сохранения памяти о Запорожье, указывая на необходимость
поиска нового имена для войска – чтобы никто не подумал, «будто за нужно
нашлось восстановить Сечу, либо название» (50). Но дальше, создавая новую этногенетическую историю региона,
имперская власть столкнулась с рядом проблем, в т.ч. вызванных событиями Персидского
бунта – наименование «верные» у ЧКВ было безжалостно отобрано (51). Впрочем, и
в бюрократиическом («книжном») дискурсе новое
имя нового войска приживалось с
трудом: в документах ГАКК мы встречаем даже такие «экзотические» варианты как
«верное Запорожское войско» и «Войско верных запорожских казаков» (52). Никто
из исследователей, насколько мне известно, не мог ранее ответить на вопрос о
причинах столь разительного противоречия между официальным наименованием
войска и «de facto названиями». Думается, что ответ лежит в плоскости понимания
все тех же планов Г.А. Потемкина по использованию прежде всего казаков
Малороссии, т.е. украинских (символически
– запорожских) в его попытках «стать гетманом Восточной Польши,
населенной в значительной степени православными украинцами» (53). К тому же
добавим, что слишком по-хозяйски вел себя Г.А. Потемкин, решая вопрос о
наделении казаков-черноморцев землями, например, в Северо-Восточном
Причерноморье, чтобы не согласиться с тонким предположением А.Л. Зорина о том,
что князь предполагал стать правителем украинских воеводств Польши и некоторых
юго-западных губерний России (54). Более того – уже те сведения, которыми мы
располагаем, позволяют данное предположение перевести в разряд рабочих версий объяснения причин
переселения на «Кубань» Черноморского войска, развив при этом тезис нашего
предшественника – скорее всего, и
Черномория должна была войти в состав будущих владений великого гетмана Г.А.
Потемкина.
Что касается номинации «Кубань», то на ее употребление было наложено своеобразное
табу, причем, судя по всему, имперские власти действовали по единой схеме – как
в Крыму, так и в Северо-Восточном Причерноморье. Уникальное подтверждение своим рассуждениям,
высказанным еще год назад на «Дикаревских чтениях» (см. сноску №5), удалось
найти в биографии Г.А. Потемкина, автором которой стал А.Н. Самойлов, его
современник и племянник. Эти сведения такой важности, что позволим себе
привести весомый по объему отрывок из этого произведения:
Но чтоб более поразить умы блистательностью
деяний великия Екатерины, чтоб отрясть и истребить воспоминание о
варварах…(выделено мной. – Д.С.) в покоренном полуострове возобновлены древние
именования: Крым наречен Тавридою, близ развалин, где существовал древний
Херсонес, из самых тех груд камней при Ахтиярской гавани возник Севастополь,
Ахт Мечет назван Симферополь, Кафа Феодосией, Козлов Евпаторией, Еникаль
Пентикапеум, Тамань Фанагорией и проч. … Словом, новый свет просиял в древнем Понтийском царстве…
и беспрепятственно первый шаг сделан к очищению Европы от Магометан и к
покорению Стамбула» (55).
Представляется, что превращение Кубани
в не-Кубань, например, в Черноморию – явление из области именно описанных
выше практик. Земли «той» («другой», «чужой», «неистинной») Кубани маркируются
теперь территорией Фанагорийского острова «со всею землею, лежащею по правой
стороне реки Кубани от устья ее до Усть-Лабинского редута…» (56). Подчеркнем,
что речь идет о пожаловании Екатериной II казаков этими землями согласно
грамоты от 30 июня
Примечания
1. Шнирельман В. А. Быть аланами: интеллектуалы и
политика на Северном Кавказе в ХХ веке. М., 2006. С.284.
2. Виноградов В.Б. Российский Северный Кавказ:
факты, события, люди. М.–Армавир, 2006. С.17, 20.
3. Скиба К.В. Из истории «Малой Кавказской войны»
на Кубанской линии. Армавир, 2005.
4. Вопросы южнороссийской истории / Под. ред.
В.Б. Виноградова, С.Н. Ктиторова. М.-Армавир, 2006. Вып.11. С.3–4.
5. Сень Д.В. «Черномория» versus «Кубань»: некоторые аспекты дискурса империй и теоретические проблемы изучения
истории Северо-Западного Кавказа конца XVIII в. – первой половины XIX в. // Итоги фольклорно-этнографических исследований
этнических культур Северного Кавказа за
6. Он же. Дискурс империй, казачество и
региональные особенности управления Россией пограничными территориями:
«Фанагория-Черномория-Кубань» (конец XVIII в. – середина XIX в.)
// В. Н. Татищев и проблемы государственно-административного управления в
России: Мат-лы межд. конф. (5–7 октября
7. Историческое регионоведение Северного Кавказа
– вузу и школе: Мат-лы 10-й Всерос. конф. М.-Армавир, 2007.
8. Копосов
Н.Е. Как думают историки. М., 2001. С.8.
9.
Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по
социально-культурной антропологии. М., 2003. С.120–133.
10.
Миллер
А.И. Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии истории. М., 2006.
С.27.
11.
Российская
империя в сравнительной перспективе: Сб. ст. / Под. ред. А. И. Миллера. М., 2004;
Новая имперская история постсоветского пространства: Сб. статей (Б-ка ж-ла «Ab imperio») / Под. ред. И.В. Герасимова и др. М., 2004.
12.
Викторин
В.М. [Рец.]. Кузнецов В.А., Чеченов И.М. История и национальное самосознание
(проблемы современной историографии Северного Кавказа). Пятигорск-М., 1998 // Гуманитарная
мысль Юга России. Региональный научный журнал. 2006. №2. С.174.
13.
Рибер А.
Меняющиеся концепции и конструкции фронтира: сравнительно-исторический подход
// Новая имперская история… С.199.
14. Он же. Сравнивая континентальные империи
// Российская империя в сравнительной перспективе: Сб. ст. / Под. ред. А. И.
Миллера. Москва, 2004. С.56.
15. Келли
О′Нейлл. Конструирование российской идентичности на имперской окраине:
архитектура, ислам и трансформация крымского ландшафта // Ab imperio. 2006. № 2; Ремнев А.. Россия и Сибирь в меняющемся пространстве
империи // Российская империя… С.286–319.
16. Рибер А.. Сравнивая континентальные империи… С.54.
17. Баррет Т.М. Линии неопределенности:
северокавказский «фронтир» России // Американская русистика: Вехи историографии
последних лет. Императорский период: Антология. Самара, 2000. С.119.
18. Schwarcz Vera. Strandes no more: personal in
the interstices of public commemoration // Memory, history and opposition under
state socialism. Santa Fe, 1994. P.51–52.
19. Рибер А. Указ раб. С.61–62.
20. ПСЗ-1. СПб., 1830. Т.21.
С.897.
21. Новосельский А.А. Борьба Московского
государства с татарами в первой половине XVII в. М.-Л., 1948. С.426.
22. Подосинов А.В. Ориентация по странам света
в архаических культурах Евразии. Москва, 1999. С.501. См. также в книге, напр.,
с. 501–536.
23. Боплан Гийом Левассер, де. Описание
Украины. М., 2004. С.213.
24. Вульф Л.. Изобретая Восточную Европу:
Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М., 2003. С.284–288.
25. Амелькин А.О. Татарский вопрос в
общественном сознании России конца XV
– первой половины XVI вв. (по материалам
агиографических сказаний и памятников фольклора): Автореферат дисс… к. и. н. Москва,
1992. С.7–8.
26. Ерофеев И.. Крым в малорусской народной
поэзии XVI–XVII
вв., преимущественно в думах (Памяти В.Б. Антоновича) // Известия Таврической
ученой архивной комиссии. Симферополь, 1908. №42. С.77–78.
27. Там же. С. 285.
28. Атлас Российской, состоящей из
девятнадцати специальных карт представляющих Всероссийскую империю с
пограничными землями, сочиненной по правилам Географическим и новейшим
обсервациям, с приложенною при том генеральною картою Великия сия империи,
старанием и трудами Императорской Академии наук. СПб., 1745. С.8.
29. Агафонов А.И. История Донского края. (XVI – первая половина XIX века. Исторические источники и их изучение). Ростов-на-Дону,
2001 (см. в книге отдельно
воспроизведенные карты, являющимися приложениями).
30. Вульф Л. Указ. раб. С.285.
31. Рибер А.
Сравнивая континентальные империи… С.61–62.
32. Bassin М. Russia between Europe and Asia: The Ideological
Construction of Geographical Space // Slavic Review. 1991. №50.
33. Зайцев И.В. Между Москвой и Стамбулом.
Джучидские государства, Москва и Османская империя (нач. XV – пер. пол. XVI вв.): Очерки. М., 2004. С.182.
34. Рибер А. Меняющиеся концепции и
конструкции: сравнительно-исторический подход // Новая имперская история… С.206.
35. Юзефович Т. Договоры России с Востоком.
Политические и торговые. М., 2005. С.53.
36. Архив внешней политики
российской империи (АВПРИ). Ф.115. Оп.1.
37. Приймак Ю.В. Северо-Западный Кавказ в
системе Османской империи XVIII –
первая треть XIX в.: Дис. … к. и. н.
Краснодар, 2000 (см. в книге отдельно
воспроизведенные карты, являющимися приложениями)
38. Карта границы империи между Каспийским и
Черным морями. Сочинена в 1778 г. (с обозначение земель белгородских татар) // Государственный
исторический музей (ГИМ). Инв. № 60083 ГО А-5125. Гравюра
39. ПСЗ-1. СПб., 1830. Т.22. Ст. №15920.
40. Там же. Ст. №16193.
41. Кабузан В.М. Народы России в XVIII веке. Численность и этнический состав. М., 1990. С.197.
42. Фролов Б.Е. Атаман Захарий Чепега. К
280-летию со дня рождения (1726–1797). Краснодар, 2006. С.74.
43. Екатерина II и Г. А. Потемкин. Личная переписка. 1769–1791 / Изд.
подг. В. С.
Лопатин. М., 1997. С.901–902.
44. Зорин А.Л. Кормя двуглавого орла… Русская
литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой трети XIX века. М., 2004. С.144–148.
45. Короленко П.П. Черноморцы за Бугом. Б/м,
б/г. Приложение №14.
46. Сборник исторических материалов по истории
Кубанского казачьего войска / Собраны и изданы И. И. Дмитренко. СПб., 1896. Т.2
(1787–1795). С.33.
47. Энгельгардт Л.Н. Записки / Подгот. текста,
сост. и примеч. И. И. Федюкина. М., 1997. С. 94–95.
48. Зорин А.Л. Указ. раб. С.147.
49. Фролов Б.Е. Переселение Черноморского
казачьего войска на Кубань // Historia
Caucasica: Региональный исторический сб. науч. ст.
Краснодар, 2005. Вып. 4. С.10–12.
50. Там же.
51. Государственный архив
Краснодарского края (ГАКК). Ф.250. Оп.1. Д.59. Л.5.
52. ГАКК. Ф.249. Оп.1. Д.7. Л.2;
Там же. Оп.1. Д.41. Л.11; Там же. Оп.1. Д.8. Л.1; Там же. Оп.1. Д.239. Л.13 (документы любезно предоставлены автору
Б.Е. Фроловым); Там же. Оп.1. Д.36. Л.77.
53. Зорин А.Л. Указ. раб. С.144.
54. Там же. С.147.
55. Самойлов А.Н. Жизнь и деяния
генерал-фельдмаршала князя Григория Александровича Потемкина-Таврического //
Русский архив. 1867. С. 1015.
56. ПСЗ-1. СПб, 1830. Т.23. Ст.
17055.