Главная | Статьи и сообщения
использование материалов разрешено только со ссылкой на ресурс cossackdom.com |
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
НЕКРАСОВСКИХ КАЗАКОВ НА ТЕРРИТОРИИ
КРЫМСКОГО ХАНСТВА В XVIII ВЕКЕ
Д.В.
Сень, к.и.н.
Краснодарский
государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына, г.
Краснодар
Появление в пределах Крымского ханства
(Правобережная Кубань) отряда донских казаков, руководимого И. Некрасовым и
некоторыми другими сподвижниками К.А. Булавина, в конце августа – начале
сентября 1078 г. стало свершением плана, заранее подготовленного на Дону[1].
Подчеркну, что такого рода намерения подспудно вызревали в среде донских
казаков еще раньше – на протяжении всего XVII в. Поэтому неслучайной
видится автору реализация донскими казаками уже в XVII в. их угрожающего для Москвы
тезиса о готовности перейти на сторону «врагов христианства». Так, еще в 1626
г. донцы, недовольные утеснениями со стороны Михаила Романова и царской администрации
в Астрахани, заявили о своей готовности уйти «в турского царя землю и учнут
жить у турского царя»[2].
А в конце 1680-х гг. представители донских старообрядцев вновь заговорили о
том, что «…у нас-де свои горше Крыму… лучше-де ныне крымской, нежели наши цари
на Москве»; «если роззорят Крым, то-де и… им… житья не будет»[3].
Представляется, что говорить о приоритете в этих словах одной лишь вербальной
провокации говорить не приходится – данный тезис казаки реализовали на практике
в пределах 2–3 поколений еще до восстания
К.А. Булавина, со времен которого до нас дошло едва ли не самое громкое
заявление донцов об их готовности сменить подданство. Содержание данных кейсов
позволяет уточнить вывод ученых о том, что до Булавинского восстания история не
знала случаев, чтобы донские казаки «вмешивали турок в свои отношения с царскими
властями и пытались привлечь их на свою сторону, хотя и в первой половине XVII в. на Дону иногда говорили о
возможности своего ухода с "реки"»[4].
Вскоре за казаками И. Некрасова,
перешедшими Дон под Нижним Чиром на «ногайскую сторону» и далее на Кубань, была
организована погоня. О необходимости ее организации писал мурзам Аюки-хана и
калмыкам кн. В.В.Долгорукий, обратившись с тем же вопросом и к кн.
П.П.Хованскому. Непосредственными же исполнителями данного повеления стали
калмыки, которые вернулись вскоре ни с чем и заявили, что-де «в вид тех
воровских казаков нигде не угнали»[5].
Вторая очередь погони, насчитывавшая 1000 человек, также успеха не принесла. Правда,
при анализе событий, предшествовавших переходу казаками Дона, автора данной
статьи насторожило одно обстоятельство: почему вместе с боеспособными
мужчинами, якобы (в свете традиционной в историографии трактовки данного
сюжета) двигавшимися на помощь осажденным «есауловцам», находились члены их
семей, а также имущество? Мог ли этот фактор оказать сколь-либо существенную
помощь при явно неотвратимом столкновении с царскими карателями? Ответ, как
видится, будет отрицательным и спустя годы после того, как данное рассуждение
впервые было высказано мной несколько лет назад. Тогда парадокс данного
суждения состоял в следующем: Нижний Чир был последним (или близким к тому)
местом сбора всех казаков (и, соответственно, их близких), намеревавшихся
бежать на Кубань и не идти на выручку своим
собратьям к Есаулову городку. Скорее всего, дело обстояло именно таким
образом – на Кубань надо было уйти любой ценой; сотням казачьих семей удалось
спастись от расправы; не был также схвачен ни один влиятельный соратник К.А.
Булавин их числа прочих предводителей повстанцев, включая самого И, Некрасова.
Подчеркну, что гарантий безопасности никто тогда казакам дать не мог,
начиная от правившего тогда в Крыму Каплан-Гирея до «старых» кубанских казаков,
в недавнем прошлом – также выходцев с Дона[6].
Поэтому риски пребывания на территории кубанских владений хана для казаков были
весьма высокими – а это лишний раз подчеркивает остроту происходивших несколько
ранее на Дону событий, степень непримиримости сторон. К слову сказать, факт
надругательства над телом погибшего К.А. Булавина, совершенного по приказу
Петра I, может быть интерпретирован с тех же позиций, а именно: с
точки зрения царя совершенно «разумно» было лишить упокоения душу врага,
расчленив его тело на части. Адаптация
казаков-некрасовцев началась, несомненно, с преодоления психофизических последствий того шокового,
надо думать, для них перехода на Кубань, обостренно воспринимавшейся при том необходимости
найти убежище для укрытия. Не в последнюю очередь ответ на обозначенные
выше проблемы зависит от ответа на вопрос о статусе пребывания казаков на
Правобережной Кубани, их ответственности за свои антироссийские действия не как
беглецов, скрывающихся и от власти ханов, но, напротив, как людей, отдававших себе отчет в невозможности столь
широких маневров вне признания факта своего подданства по отношению к Гиреям?
Весь корпус материалов, которыми располагают ныне исследователи, позволяет
утверждать, что свой выбор казаки И. Некрасова сделали весьма быстро и
добровольно, думается, не без участия первых кубанских казаков, снискавших себе
защиту и покровительство со стороны Гиреев уже в конце XVII в. Автор уже писал о
временном пребывании группировки И. Некрасова в Закубанье примерно до начала
1712 г., когда, например, И.А. Толстой писал на основании оперативных данных о
том, что «воры и изменники Игнашка Некрасов с товарыщи и доныне живут за
Кубанью близ Черкес в юрте Аллавата мурзы»[7].
Новые данные позволяют уточнить локализацию этого района, что может оказать
помощь исследователям в решении ряда вопросов, связанных с изучением адаптационных
практик казаков на территории Крымского ханства, их отношением к возможностям
своего безопасного (а отсюда, следовательно – для дальнейшего) пребывания в регионе. Об идеализации отношений с ногайцами
говорить не приходится – так, некий казак, присланный с Кубани от вора
Некрасова», показал, что «хотят их Кубанские владельцы выслать вон»[8].
А в расспросных речах некрасовских казаков, например, за октябрь 1710 г., содержатся
сведения о шаткости положения на Кубани находящихся «во власти крымского хана»
сторонников И. Некрасова[9].
Итак, по уточненным данным (прежде всего на основании обращения к работам В.Н.
Сокурова[10])
можно полагать, что Аллават-мурза – это Аллакуват-Семиз (Толстый), закубанский
ногайский князь Ураковской ветви потомков Касая (Малые ногаи), внук Хорашая
Уракова, и юрт этой части ногайцев еще в XVII в. находился на левом берегу
Кубани при р. Лабе. В начале XVIII в. он был лидером наврузовцев,
которых ученые даже второй половины XVIII в. локализовали «по левой стороне
Кубани при реке Лабе» (И. Георги, 1799 г.). О том же свидетельствуют архивные
документы: еще в 1762 г. при анализе руководством Войска Донского тогдашней
ситуации на Кубани упоминаются кочующие вверх по Лабе аулы, называемые «Наврюз
Улу»[11].
Для ученых это тем более важно, что именно татарам Казыева улуса хан приказал в
свое время помочь первым кубанским казакам строить городок в междуречье Кубани
и Лабы[12].
Следовательно, можно уверенно говорить, что место своего пребывания группировка
И. Некрасова избрала в районе исторического проживания первых групп кубанских
казаков, выходцев с Дона, где, как известно, таковые к данному времени уже не
проживали, массово переселившись оттуда в Копыл, а затем на Тамань. В любом
случае Игнат Некрасов сумел найти тогда для своего отряда самое безопасное
место – на окраине Крымского ханства, в землях наврузовцев, какая-то часть
которых, конечно, могла выражать недовольство очередным появлением казаков в
этих землях.
Именно эта защищенность, пусть и не вечная, позволила, вероятно, развернуть
И. Некрасову и его сподвижникам развернуть масштабную работу по агитации к
уходу на Кубань казаков с Дона, а также избегнуть обострения ситуации возможной
их выдачи Девлет-Гиреем II, который заявил российскому посланцу
Василию Блеклому: «… что-де мне отдать, чево у меня нет. Я-де ему (Некрасову. – Д.С.) отказал и указ послал, чтоб он в
Крыме и на Кубане не был, откуды и как пришел, так бы и ушел»[13].
Итог первым годам пребывания казаков-некрасовцев на Кубани был впечатляющ уже
на том основании, что российские власти всерьез обеспокоились возможностью
продолжения Булавинщины уже на землях, подвластных хану. В Канцелярии,
например, казанского и астраханского губернатора П.М. Апраксина с особым
тщанием собирали сведения о деятельности некрасовских эмиссаров на Дону,
действовавших «для возмущения и наговору чтоб привлеч и других к тамошним ворам
побежать на Кубань»[14].
Подчеркну особо, что известный Кубанский поход 1711 г. П.М. Апраксина не в
последнюю очередь определялся, как свидетельствуют источники, необходимостью
защиты от «татарев крымских и кубанских воровских казаков»[15].
Самим некрасовцам выбор места поселения позволил весьма быстро пройти начальный
этап адаптации, освоиться, столкнуться (значит, узнать – новый социальный опыт)
с местным ногайским населением, вероятно, найти механизмы реализации договорных
отношений (на это указывает тот факт, что весьма скоро после своего прихода на
Кубань казаки-некрасовцы стали весьма далеко уходить от своих жилищ – между тем
как очевиден характер их семейного ухода с Дона[16]).
Скорое оформление нашли, надо полагать, и договорные отношения казаков с
тем же Девлет-Гиреем II, и уже в ходе
русско-турецкой войны 1710–1711 гг. (окончательно, впрочем, «замирились тогда
Россия и Турция лишь по мирному договору 1713 г.) казаки-некрасовцы,
потеснившие в лице Некрасова «старых» казаков Кубани, приняли в ней активное
участие на стороне Крыма. Так, из показаний пленного запорожца Л. Васильева в
Бахмутской воеводской канцелярии (октябрь 1712 г.) следует, что «Сечь де ныне
стоит в урочище Кардашине, от Крыма в одном дне конем. Кошевым состоит вор
Костя Гердеенко, а при нем же и казаки донские обретаюца, кои купно с
Некрасовым ушли…»[17]. В ходе походов на
Украину и другие российские земли некрасовцы захватывали, конечно, и пленных –
а сам факт участия их в дележе полона также наводит на мысль о стабилизации их
положения на Кубани. Так, характерная, вероятно, история произошла уже в 1711
г., когда по показаниям жителя д. Леонтьевы Буераки (верстах в 50–60 от
Троицкого) некрасовские казаки, действуя в союзе с кубанскими татарами,
разорили сожгли деревню, а «полон, в том числе и ево, Ивана, взяли ж и привезли
на Кубань и розделили по разным аулам, а иных продали туркам на каторги»[18].
Не менее активно участвовали казаки-некрасовцы и на других направлениях. Так,
пойманный в 1713 г. казак-запорожец заявил на допросе в Полтаве, что еще в 1711
г. некрасовцы участвовали в совместном походе «кубанской орды» и их,
запорожцев, на р. Куму, где и стояли под пятью городами, откуда крымцы и
некрасовцы, возглавляемые самим И. Некрасовым, отправились под Азов[19].
Особое внимание обращу на уникальное свидетельство, подтверждающее
опосредованную роль Османов в процессах дальнейшей адаптации
казаков-некрасовцев на территории Крымского ханства. Речь идет о донесении
генерал-майора Шидловского от 28 января 1711 г., адресованного Ф.М. Апраксину:
«А все ведомости доносятся в Киев что на наши полки Некрасов с ордою будет, так
намерены не только наши полки, чтоб весь и Белгородский разряд разорить и
выжечь; перед султаном так обещал учинить (т.е. Игнат Некрасов. – Д.С.), за что многий презент получил»[20].
Таким образом, уже в самый ранний этап пребывания казаков-некрасовцев на
Кубани, датируемый 1708–1712 гг., формируются основы их отношений с местным
ногайским населением, правящим в Крыму домом Гиреев, султанами Турции,
«старыми» кубанскими казаками, а также основа для сакрализации в дальнейшем
личности Игната Некрасова, вероятно, и ставшего первым атаманом объединенного Кубанского (ханского) казачьего
войска.
Примечания
[1] Сень Д.В. «Войско Кубанское
Игнатово Кавказское»»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г. – конец
1920-х гг.). Краснодар, 2002. Изд. 2-е, испр. и доп. С.19–28.
[2] РГАДА. Ф.127. Оп.1. 1626 г.
Д.1. Л.336–337.
[3] Дружинин В.Г. Раскол на Дону
в конце XVII столетия. СПб., 1889. С.180, 182.
[4] Пронштейн А.П., Мининков
Н.А. Крестьянские войны в России XVII–XVIII вв. и донское казачество.
Ростов на/Д., 1983. С.261.
[5] Булавинское восстание…
С.330.
[6] Боук Б.М. К истории первого
Кубанского казачьего войска: поиски убежища на Северном Кавказе // Восток.
2001. №4. С.30–38; Мининков Н.А. К истории раскола Русской Православной Церкви
(малоизвестный эпизод из прошлого донского казачества) // За строкой учебника
истории: Уч. пос. Ростов н/Д., 1995. С.26–46; Усенко О.Г. Начальная история
Кубанского казачества (1692–1708 гг.) // Из архива тверских историков: Сб.
науч. тр. Тверь, 2000. Вып.2. С.63–77.
[7] РГАДА. Ф.123. Оп.1. 1709 г. Д.1.
Л.15 об.
[8] Российский государственный
архив военно-морского флота (далее – РГА ВМФ). Ф.233. Оп.1. Д.16. Л.24.
[9] Там же. Л.23.
[10] Сокуров В.Н. Канжальская битва 1708
года и ее отражение в кабардинском фольклоре // Актуальные вопросы Кабардино-Балкарской
фольклористики и литературоведения. Нальчик, 1986. С.48–64.
[11] Архив Днепропетровского
исторического музея. им. Д. Яворницкого. КП-38212/ Арх.-223. Л.84.
[12] Боук Б. Указ. соч. С.34.
[13] РГАДА. Ф.123. Оп.1. 1709 г.
Д.1. Л.13.
[14] РГА ВМФ. Ф.233. Оп.1. Д.28.
Л.16.
[15] РГА ВМФ. Ф.233. Оп.1. Д.16.
Л.8.
[16] Сень Д.В. «Войско Кубанское…
С.22–23 и др.
[17] РГА ВМФ. Ф.233. Оп.1. Д.34.
Л.87 об. –88.
[18] РГА ВМФ. Ф.233. Оп.1. Д.19.
Л.374.
[19] Отдел рукописей Российской
национальной библиотеки. Ф.905. Д.Q-347. Л.1.
[20] Война с Турциею 1711 года
(Прутская операция) / Изд. А.З. Мышлаевский. СПб., 1893. С.40.