Главная | Статьи и сообщения
использование материалов разрешено только со ссылкой на ресурс cossackdom.com |
ВЕЛИКАЯ
Н.Н.
О
ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ КАБАРДИНЦЕВ И КАЗАКОВ
В
ПРИТЕРЕЧЬЕ // Казачество России: история и современность. - Краснодар, 2002,
с.31-34.
Одними из ранних
(конец ХV-ХVII вв.) и основных
соседей гребенцов в Притеречье являлись кабардинцы. Еще в 1628 г. минеарологи
С.Фрич и И.Герольд видели гребенские острожки выше кабаков Илдара и Келмамета,
сыновей Ибака-мурзы, владельца малокабардинского. Постепенное вытеснение
кабардинцев из региона, как и переселение казаков на левый берег Терека,
привели к тому, что ближайшими соседями гребенцов с ХVIII века стали ногайцы, чеченцы, армяне, грузины и другие народы.
Взаимоотношения казаков с ними изучены достаточно полно, чего нельзя сказать
о кабардинцах. В источниках на этот
счет содержатся лишь фрагментарные сведения. Исследователи давно выделяют
северокавказский пласт в культуре казаков, однако не всегда (из-за сходства
многих элементов) можно определить, у какого горского народа казаки
заимствовали те или иные образцы материальной и духовной культуры. Однако анализ
и обобщение известных данных позволяют считать кабардино-казачьи связи в
Притеречье весьма результативными.
В ХVI в. политические взаимоотношения с Кабардой, занимавшей в том числе и
междуречье Терека и Сунжи, складывались достаточно успешно. Характерно, что в
составе большого кабардинского посольства 1555 г., просившего о вхождении в
состав России, были и казаки Притеречья, которые заявили о покорности царю
Ивану IV и о даровании им царской
милости. По преданию, царь пожаловал гребенцов рекою Терек, велел беречь и
кабардинскую вотчину. Таким образом пророссийская позиция казаков в этот период
формировалась во многом под влиянием кабардинцев. Родоначальник рода князей
Черкасских Сунчалей (Сунжалей) привел в подданство царю Ивану Грозному
Тюменское владение, превратившееся потом в терское воеводство. Затем его сын и
внук «служили русским интересам верою и правдою» (И.Д.Попко).
В 1559 г. вместе
с кабардинцами гребенцы участвовали в походе против шамхала Дагестана. По
просьбе кабардинцев в 1567 г. была сооружена первая крепость на Тереке, где
несли службу и гребенские казаки. В 1569 г. кабардинцы вместе с гребенцами
участвовали в разгроме турецких войск под Азовом. В 1560 и 1590 гг. были
предприняты два совместных похода в Дагестан
против шамхала Тарковского «за неисправление шевкала к пятигорским
черкасам». С созданием нового города в устье Терека, там вместе с казаками
поселился кабардинский князь Мамсрук со своими подданными.
В 1633 г.
терские и гребенские казаки вместе с кабардинцами участвовали в походе на
Казыевы улусы, в 1645 г. помогали защитникам Черкасского городка. После
построения Сунженского острога в 1651 г., его заняли гребенские казаки и
служилые инородцы князя Муцала Сунчалеевича. Сын последнего Каспулат в 1661 г.
получил от Алексея Михайловича жалованную грамоту, по которой он «в Терском
городе, над Охочаны и над Черкасы, которые нам, великому государю, служат на
Терке, быти князем и их в ратном строеньи и во всех наших делах ведать и
судить». В 1677 г. казаки Терека вместе с черкасами-кабардинцами князя
Каспулата сражались с турецкими и крымскими войсками под Чигирином. В 1716 г.
состоялся Хивинский поход под руководством Довлет-Гирея при крещении князя
Александра Бековича-Черкасского с участием гребенских и терских казаков,
преимущественно инородцев. В кубанском походе 1736 г. также участвовали
гребенцы, терские казаки и их «неразлучные спутники» кабардинцы. До конца ХVIII в. казаки Терека посылались на службу в Кабарду, оттуда получали
необходимые сведения, обменивались подарками с кунаками. (О других примерах
кабардино-казачьего боевого содружества см.: Кабардино-русские отношения в ХVI-ХVIII вв. Т.2. - М., 1957.
С.4-50, 85-103, 202-217).
Не случайно то,
что в военной области казаки ценили кабардинское оружие, конское снаряжение. По
мнению дореволюционных авторов, военное воспитание, игры, скачки, боевую
гимнастику, выправку и все приемы наездничества казаки заимствовали именно у
кабардинцев (М.А.Караулов).
Вторым важнейшим
направлением взаимодействия казаков и кабардинцев следует признать этническую
миксацию. В ХVIII в. часть кабардинцев
оказалась вовлечена в процесс христианизации. Он затронул и верхи, и низы
кабардинского общества. В начале века принял крещение князь Черкасский. В
середине ХVIII в. кабардинский владелец
Алдигирей Гиляксанов оказывал содействие Осетинской духовной комиссии,
распространявшей христианство среди горцев. В 1759 г. кабардинский владелец
Кургока Кончокин принял крещение (и новое имя - Андрей Иванов) и получил право
с крестившимися горцами переселиться в Моздок. С укреплением позиций России на
Тереке усилился поток кабардинских
ясырей, которые бежали в города и станицы, принимали крещение и назад
владельцам не отдавались. Процессы ассимиляции затронули и инородцев-кабардинцев,
проходивших службу в Терском войске. Со временем лишь фамилии (Черкасский,
Черкесов) напоминали о прежних
этнических корнях. Были известны и межэтнические браки. Так, гребенской казак
С.Фролов в начале ХIХ в. был женат на дочери
кабардинского князя Таймазовой («добыта похищением»), которая принесла в семью
кабардинскую речь. (Отдельные кабардинские слова давно и прочно вошли в лексику
казаков - В.П.Пожидаев). Сын Фроловых Иван носил и кабардинское имя Мисост.
Внуков Фроловых звали Мамуш и Каурбек. В это время и детям других гребенцов
давались кабардинские имена и прозвища, потому что многие казаки имели в
Кабарде приятелей и родственников (Г.А.Ткачев).
Тесное
взаимодействие охватывало не только военно-политическую, этническую, но и
экономическую стороны. Из Кабарды поступал хлеб, изделия ремесленников в обмен
на соль и рыбу. В казачьи городки приезжали кабардинские уздени и владельцы. В
1745 г. атаман гребенцов сообщал в Астрахань, что в свою очередь «казаки часто
ездят в Кабарду и горские жилища». По словам И.Д.Попко, кабардинские владельцы
(и не только они) «близко стояли к судьбам терских казаков до ближайшего к нам
времени» и всегда имели на них «могучее влияние».
Это влияние
отразилось на хозяйственных занятиях гребенских казаков, которые в земледелии
использовали кабардинский плуг, долго выращивали просо, как основную зерновую
культуру, разводили скот кабардинской породы. В системе жизнеобеспечения
кабардинские элементы просматриваются в
употреблении казаками «пасты» (густого пшена, которое ели чаще хлеба),
строительстве турлучных жилищ, пошиве одежды по кабардинскому образцу
(К.К.Абаза, Е.Максимов и др.).
Заимствование
этих и других элементов культуры происходило в ходе достаточно тесных
отношений, в том числе и в процессе
коренизации кабардинцев в казачьей среде. Таким образом кабардино-казачьи
связи, зародившиеся на заре пребывания казаков в Притеречье, оказали серьезное
влияние на политические процессы, протекавшие в регионе, на формирование
кавказских черт в культуре гребенцов и терцев.