Главная
| Статьи и сообщения
использование материалов разрешено только со ссылкой на ресурс cossackdom.com |
РУССКИЙ РЕГИОНОГЕНЕЗ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
КАК ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОНОМНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Звонок С.О. канд. ист. наук,
доцент, Ставрополь
Ставропольский институт экономики и управления
Актуализация региональной тематики сегодня выступает в
качестве доминантной тенденции эволюции российского научного сознания, а потому
диктует необходимость углубленной теоретической интерпретации территориальных
феноменов, осмысления их реального многообразия и взаимозависимости,
отслеживания траекторий, а на данной основе и конструирования концептуальных
основ региональной организации общества.
Это возможно делать, опираясь на теорию регионогенеза. Регионогенез как
научная дефиниция появился еще в
Акцент на проблематике регионогенеза
не случаен. Любые формы жизнедеятельности отдельного человека, этноса, социума
в целом детерминированы региональной динамикой и приурочены к конкретным
регионам, целостным пространственно-временным структурам, обладающим
собственной «историей» и логикой саморазвития. Их становление и
функционирование в конкретном географическом контексте (последний
рассматривается предельно широко, объединяя как природно-экологические
особенности территории, так и ее социокультурную,
этническую, экономическую и иную специфику, влияние других региональных
структур, в том числе и в ретроспективе) – это и есть, по существу, не что иное как регионогенез, процесс
универсальный и фундаментальный, требующий своего анализа и научного
объяснения.
Процесс регионогенеза в
России нельзя считать феноменом исторически
завершенным и он будет продолжаться. Малые народы
обладающие исторической памятью и даже государствообразующий
русский народ будут предлагать свои варианты этого процесса.
Подобное положение дел весьма характерно и для
наиболее масштабного, геоэкономически и геополитически значимого территориального образования юга
европейской части нашей страны, целостной и все более «признаваемой» ныне геоструктуры, обозначаемой словосочетанием «Юг России» [2].
Любое территориальное явление детерминировано
множеством разнохарактерных факторов, полиструктурно,
имеет внутренние противоречия. В этой связи, акцентируя внимание на траекториях
южно-российского регионогенеза, на приоритетности
данной проблематики, автор вынужден ограничиться изложением ее узловых содержательных
моментов феномена саморазвития Юга России, его автономизации,
в системе российской государственности и русской культуры.
Становление любого региона изначально приурочено к
определенной территории. Он динамичен, находится под влиянием регионоформирующих процессов, способен видоизменять свои
контуры, конструировать региональную структуру и выступать исходным «материалом»
строительства своеобразного «живого организма», имеющего как собственных «предков»,
так и уникальную «судьбу».
Если акцентировать внимание на
южно-российской специфике, то соответствующий ареал регионогенеза
складывался от эпохи Киевской Руси, то возникая, то прерываясь, но последовательно
охватывая Причерноморье, низовья Кубани, Дона и Волги, и далее – левобережье
Терека, Кабарду (с середины XVI в.), спустя полстолетия
– Дагестан, затем (со второй половины XVIII в.) – степи западного Предкавказья и, наконец, в XIX в. – горные территории
Кавказа и вновь его Черноморское
побережье.
Впервые русы появились и
закрепились на Северном Кавказе в районе Таманского полуострова, который с VII
в принадлежал Хазарскому каганату, на рубеже IX–X вв. началось
его заселение славянами. Впервые под властью киевских князей
он оказался в результате похода князя Святослава в
Его сын Владимир Святой после похода в Крым сделал эту
область полусамостоятельным княжеством и отдал ее
своему сыну Мстиславу Храброму. Возможно, Мстислав держал Тмутаракань до своей
смерти в 1036. Он построил здесь церковь Пресвятой Богородицы, которая вскоре
станет кафедральным храмом местной епархии. Затем княжество вошло в состав
великокняжеского домена, а по завещанию Ярослава Мудрого в 1054 перешла к его
сыну черниговскому князю Святославу и с этого времени считалась зависимой от
Чернигова и Святославичей территорией. Но удаленность и поликонфессиональный
состав населения делали эту зависимость фактически номинальной и княжество
около века существовало почти автономно, в том числе выстраивая самостоятельную
внешнюю политическую линию.[3] В 1068 году князь Глеб Святославич
«измерил море» от Тмутаракани до Корчева (Керчи) (о
чём сохранилась надпись на русском языке на Тмутараканском
камне, который уже в XVIII в. будет подтверждать права России и
императрицы Екатерины II на «отчину»).[4]
В 1083 княжество захватил вернувшийся из византийского
плена на Русь Олег «Гориславич», который владел
Тмутараканью одиннадцать лет. В 1094 он оставил княжество, видимо, за выкуп
византийцам, и вместе с братьями начал борьбу за «отчину» (Чернигов, Муром,
Рязань). В начале XII в. в Тмутаракань вернулся Олег
Гориславич, державший ее до своей кончины в
В Сарае монголы учреждают Сарайскую
епархию, (позднее Сарскую и Подонскую)
(1261-1395), а в низовьях Днепра возникает Полтавское княжество сына темника
Мамая Мансура-Кията, в качестве обитателей этой
местности называют летописи «севрюков Ворскольских». Сын его Алекса (родоначальник князей
Глинских) крестился около 1390 года, ещё при жизни отца, имея для этого, надо
полагать, достаточную опору в христианской части населения княжества, успевшей
появится к этому времени. Позднее здесь появляется Запорожская Сечь и запорожцы. Сюда же переселяются и потомки фактически
легендарных малоазийских королевских кельтов, пришедших из Крыма вместе с
Андреем Кочубеем около
Эта казачья вольница оказывает огромное влияние на
формирование государствообразующих взглядов у
населения Дикого поля, формирование особого субэтноса
русского народа, возникшего на базе смешения остатков населения Хазарского
каганата, тюрков-кипчаков, автохтонных адыгских племен и славянского элемента
рассеянного при завоевании Киевской Руси Золотой Ордой. В этих местах рождается
теория «хазаризма»[6], которую позднее поддерживают
выходцы с Гетманщины. Осознание этого на ментально-психологическом
уровне воплотилось в идею «казаческой нации». А в
Судя по всему, «севрюки
Ворскольские» были во многом похожи на ранних
запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и
общинной военной организацией, представляли собой военизированное пограничное
население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского
государств, в судебных делах каждая группа выступала независимо от феодала, как
самостоятельное коллективное юридическое лицо, – признак наличия
территориально-общинной организации и неполной зависимости от тех феодалов, на землях которых они жили.
А ведь княжество потомков Мамая – не единственная
группа населения на якобы «запустевшей» территории, известны и другие подобные,
притом ещё более удаленные от границ восточнославянских государств. Загадочная
территория Червленый Яр на хоперско-донском
междуречье и Елецкое княжество в XIV – XV веках, «Яголдаева тьма» на Осколе в XV веке, первые, ещё далеко не
чисто славянские зародыши запорожского и донского казачества в XV – начале XVI
века, – это ещё не полный перечень объектов, о которых историки-слависты
говорят обычно скороговоркой или вовсе умалчивают, потому
что эти объекты не вписываются в концепцию «извечного антагонизма земледельцев
и степняков». До конца XVII в. на
Дону казакам было запрещено хлебопашество, хотя население было православным. Семьи свои они в массе своей держали в украинных
(не путать с украинскими) городах на засечной черте Московии.
Эти земли в русских актах, заметьте Посольского
приказа (аналога нынешнего МИДа), называются позднее «Земля
Донских казаков». Но царская власть шаг за шагом, столетие за столетием
наступает на вольные права Дона. А ведь династию Романовых привели к власти на
Земском соборе
В
И если в
Высшая исполнительная власть во Всевеликом
Войске Донском принадлежала Донскому Атаману. В 1918–1919 – Краснов П. Н.,
после его отставки 1919–1920 – генерал Африкан Петрович
Богаевский (1873-1934) [9]. Но власть у него фактически перехватят деникинцы,
что подрывало самоуправление де-факто.
В республике было
провозглашено равноправие русского языка и донского наречия – гутара. Приняты герб, флаг и гимн.
Печатались свои донские ассигнации, которые имели свободное хождение на всем
Юге России.
Петр Краснов открыл фронт и
впустил в Ростов-на-Дону и на Дон немцев. Это позволило установить
дипломатические отношения с Германией (доверие к Германии в годы Второй мировой войны обернется трагедией. Атаманы Краснов и
Шкуро поддержат и будут активно создавать казачьи
части вермахта для борьбы с большевизмом, заклеймив себя предателями России.
Вскоре последует трагедия Лиенца (Австрия). Лидеры казачества по приговору суда будут повешены как военные
преступники). Республика находилась в состоянии войны с РСФСР и в союзе
с Добровольческой армией Деникина. Петр Краснов находился в хороших личных
отношениях с гетманом Украинской Державы Павлом Скоропадским; в 1918 году
обсуждался проект объединения Украинской Державы, Всевеликого
Войска Донского и Кубанской Народной Республики на федеративных началах[10].
В январе
С
незапамятных времен на гребнях Терека жили гребенские
казаки (потомки хазар, ватаг руссов, служивших X-XI вв. эмирам Дербента) и
местного населения), которые во второй половине XVI в. соединятся с терскими (состоящее
из донских и рязанских) казаками, был здесь и вольный новгородский элемент во
второе по старшинству после Дона Терское казачье войско (1577). Старообрядчество среди
терцев будет сохраняться твердо до сер. XIX в. А их командиры, например, С.С.
Николаев (будучи православным) в споре с РПЦ поддержит сторону
староверов-терцев. С конца 30-х годов XIX в. добавится еще малороссийский
элемент (например, ст. Архонская).
Такой же трагичной будет история казаков на Кубани. С
В
16 февраля 1918 года было избрано её правительство во
главе с Л.Л. Бычом, 4 декабря принята Конституция.
Республика направила заявку на вступление в Лигу Наций. 10 февраля 1919 года
была утверждена государственная символика (герб, гимн, флаг). Кубанская армия
влилась в «вооруженные силы Юга России», что подчеркивало политическую позицию самостихийников – их претензию на существование
самостоятельных казачьих государств на Юге бывшей империи. Под влиянием
черноморских отделов здесь уравняли в правах балачку
и русский язык. И вели работу по созданию единого федеративного государства в
союзе с Гетманской Украиной.
При Кубанской Раде были аккредитованы представители
правительств из Астрахани, Минска, Киева, Всевеликого
Войска Донского, Грузии, Армении, Азербайджана, Персии. В начале
В первых числах января 1920 года Кубанская народная
республика разорвала отношения с белой армией и тут же заключила союз с небольшевистскими Горской Республикой и Грузией. При объединении
с первой из них предполагалось создать Кубанско-Горскую
Федерацию, которая, однако, организована не была из-за стремительного наступления
Красной Армии, в результате успешных действий которой в ходе Кубано-Новоросийской операции в начале 1920 года территория
Кубани перешла под контроль советской власти. Регалии Рады покинут Россию и до
второй половины 2000-х гг. будут храниться в станице Нью-Джерси в США. Только в
последние годы их по частям вернут на Кубань.
Кубанская народная республика, её правительство и
Кубанское Казачье Войско были упразднены. Существенная часть населения Кубани в
дальнейшем подверглась различным репрессиям. Был, например, распущен даже
Кубанский казачий хор.[11]
С первых лет своего существования советское
государство объявило войну казачеству. Достаточно вспомнить известную Директиву
Оргбюро ЦК РКП (б) от 24 января 1919 года, в которой говорилось что нужно
«Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно;
провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам,
принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской
властью».
25 марта 1920 года был издан не менее известный
«Декрет о строительстве Советской власти в казачьих областях». В декрете прямо
указывалось «учредить в казачьих областях общие органы советской власти»,
предусмотренные конституцией РСФСР и положением всероссийского
ЦИК о сельских советах и волостных исполнительных комитетах. Началась кампания
по переименованию станиц в волости, по запрету казакам носить их традиционную
форму и даже по упразднению самого понятия «казак».
Но развернувшееся национальное строительство в СССР и
наличие компактно проживающих казаков, обладающих своим государственным самосознанием
позволило заговорить о формировании советских автономий – Сунженского, Притеречного, а затем, Ардонского
в Северной Осетии, Прималкинского в
Кабардино-Балкарии, Нагорного (с центром в Пятигорске), Армавирского
(включающего в себя Баталпашинский отдел) казачьих
округов. Проводится политика «коренизации», казакам
удалось выйти на более высокую и обособленную траекторию самоопределения. Национально-административная
инженерия становится основной идеологемой
районирования.[12] В округах власть формировалась из числа казаков, из них же
состояла и окружная милиция. Правда, доходило до курьезов. Несколько раз подряд
результаты выборных кампаний приходилось отменять.
Казаки считали, что в связи с восстановлением прав
казачества выборы должны проходить по дореволюционной системе – женщины не
участвуют, дворы выбирают выборщиков, которые голосуют, т.е. от двора на
участок являлся один человек. Казачки вообще оставались по хатам. Порой набрать
установленный порог явки в 35% не представлялось возможным. Начиналась
длительная разъяснительная работа. Во-вторых, казаки проявляли «упрямство» и
избирали уважаемых станичников, которые были неугодны советской власти, хотя и
сплошь и рядом были лояльны к ней.
Сунженский казачий округ был образован первым в 1920
году в районе проживания терских (сунженских) казаков на Северном Кавказе. При
расформировании Горской АССР в 1924 получил статус отдельной административной
единицы с правами губернии, но административно входившей в состав Северо-Кавказского края.
7 июля 1924 года решением ВЦИК РСФСР была упразднена
Горская АССР. Вместо нее были созданы Ингушская автономная область,
Северо-Осетинская автономная область и Сунженский казачий округ. В 1924—1925
годах ревкомы, ЧК и командование Северо-Кавказского
военного округа проводят ряд операций по отстранению и уничтожению
некоммунистической интеллигенции, представителей духовенства в руководстве
новых образований. В начале 1929 года по решению органов советской власти
Чеченская автономная область, город Грозный с национальным (русским) округом и с
Грозненской областью, а также Сунженский казачий округ были объединены в
Чеченскую автономную область. Это было названо мероприятием по укреплению
дружбы народов. [13]
В период НЭПа Советская
власть, чтобы как-то успокоить казачье население, которое также воевало и в
рядах красных, в отношении казачества пошла на временные уступки. 30 апреля
1925 года состоялся пленум ЦК ВКП (б),
на котором среди прочего прошло обсуждение казачьей темы. Вскоре,
9 и 15 мая 1925 года, газета «Правда» публикует резолюцию пленума по вопросу о
казачестве, в которой звучат такие высказывания: «совершенно недопустимо
игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер по
борьбе с остатками казачьих традиций», «пересмотреть вопрос о лишении
избирательных прав станичных и хуторских атаманов и писарей, выборных лиц
казачества, проявивших лояльность к Советской власти», «в наименовании Советов
в казачьих районах должно быть обязательным упоминание: «и казачьих
депутатов»», «признать необходимым, чтобы в местных газетах соответствующих
районов гораздо больше внимания, чем до сих пор, уделялось освещению положения
казачества и нуждам казачества, и было уделено должное внимание делу
привлечения селькоров из казачьей среды».
Но самыми главными были два последних пункта
резолюции. «9. Способы проведения национальной политики в казачьих районах
требуют особенного такта. В районах со смешанным национальным составом усилить
участие казачества в руководящих органах тех национальных республик и областей,
в которых казачество до сих пор мало привлечено к этой работе. 10. Признать
допустимым районы с компактным казачьим населением в нацобластях
выделять в отдельные административные единицы (например, Оренбургский район)».
Таким образом, советское правительство фактически
признало казачество отдельным народом. Правда, напомним, что большевики и ранее
относились к казакам как к народу, и в органах власти уже существовали
различные казачьи комитеты и секции на равных с аналогичными организациями по
малым народам.
Немаловажным фактором можно считать и то, что в
1924-1925 году был проведен анализ положения русского (казачьего) населения в
республиках с преобладающим нерусским населением, и результатом этой работы
явилось следующее признание: «Во многих национальных образованиях Союза
Советских Социалистических Республик интересы русского населения терпят ущерб в
пользу коренного населения».
Образование Отдельного казачьего округа на территории
Кабардино-Балкарской автономной области совпало с хозяйственно – административным
районированием, проведенным в 1924–1925 годах, и разукрупнением сельских и
станичных Советов в 1925 году. Районирование было связано с расширением прав
местных органов власти в КБАО. В казачьих станицах было разрешено выбирать в
органы местной власти казаков, в том числе, председателями некоторых стансоветов становились бывшие станичные атаманы.
Разрешалось употреблять самоназвание «казак» и носить традиционную форму.
В июле 1925 года в соответствии с требованием
Президиума Северо-Кавказского крайисполкома был
проведен съезд казачьего населения Кабардино-Балкарской и Северо-Осетинской
автономных областей. Решением Кабардино-Балкарского облисполкома был образован Прималкинский казачий округ из станиц Пришибской
(с 1925 с. Майское), Котляревской
и Александровской. [14]
В Северной Осетии твердая позиция Северо-Кавказского
крайисполкома позволила создать отдельный округ, получивший название Притеречного, а затем, Ардонского.
16 ноября 1925 года было издано постановление №333 Президиума ВЦИК об организации
казачьего округа в составе Северо-Осетинской автономной области. Согласно этому
документу необходимо было «Организовать в составе Северо-Осетинской автономной
области самостоятельный казачий округ (на правах района) с центром в станице Ардонской. В состав нового округа включить станицы (в
границах их юртовых наделов): Змейская, Ардонская,
Архонская, Николаевская и хутор Ардонский. Новому
округу присвоить наименование «Ардонский»». 9 декабря
1925 года состоялось заседание президиума ЦИК Северо-Осетинской автономной
области (СОАО) который утвердил постановление ВЦИК с небольшим изменением –
новый округ было решено назвать не Ардонский, а Притеречный (позднее ВЦИК согласился с таким
переименованием, о чем 11 ноября 1926 года было издано постановление). На этом
же заседании было принято решение о расформировании казачьей коллегии при ЦИК СОАО и об утверждении состава ревкома Притеречного округа. Выборы в местные органы власти
проходили практически каждый год, изменялся порядок избрания, все больше
становилось «лишенцев». В 1931 году Притеречный округ
был переименован в район, тем самым он полностью вошел в подчинение властям
Северной Осетии. А в 1933 году Притеречный район
полностью ликвидировали. Его населенные пункты распределили по разным районам
Осетии, чтобы они растворились в общей массе осетинских сел.[15]
12 января 1922 года была образована КЧАО, а 26 февраля
того же года казачий Баталпашинский отдел был
упразднен. Процесс «обретения государственности» усилил и процесс обострения
межнациональных отношений. В 1926 году на 4-м съезде Советов дальнейшее
существование КЧАО признано нецелесообразным и принято постановление «О
разделении КЧАО по национальным признакам: Карачай, Черкесию,
«русский район». В 1926 году в результате преобразований Карачаево-Черкесская
автономная область разделена на три административно-территориальные единицы: на
самостоятельную Карачаевскую автономную область, Черкесский национальный округ
с прямым подчинением Северо-Кавказскому
крайисполкому, Баталпашинский и Зеленчукский
округа объединены в русский (Баталпашинский) район и
переданы в состав Армавирского округа. Районы,
населенные в основном казаками, вошли в состав Армавирского
округа. Он просуществовал до
Эти послабления были закреплены в резолюции пленума ЦК
ВКП(б) от 30 апреля 1929 года, осуждающей отход от
старинных казачьих обычаев и традиций. В резолюции, в частности, говорилось:
«…признать допустимым районы с компактным казачьим населением в нацобластях выделять в отдельные административные единицы».
Но на деле процесс развития казачьих автономий к этому году был свернут.
В 1932 – 1933 годах массовый голод и сплошная
коллективизация нанесли казачьим станицам серьезный урон. В дома выселяемых
поселяли горцев, происходила сукреция казачьего
населения. Изменился и национальный состав станиц, они стали селами и
поселками. К 1937 году все руководители этих автономных казачьих округов были
репрессированы.
Новый виток автономизации начался
в эпоху Б. Ельцина, когда он разрешил «брать суверенитеты», на призыв
откликнулись казаки.
20 ноября 1991 года на созванном
Союзом казачеств Юга России в Новочеркасске Большом казачьем круге Юга России
провозглашено объединение нескольких провозглашённых казачьих республик
(Донской, Терской, Армавирской, Верхне-Кубанской)
в Союз Казачьих Республик Юга России со столицей в Новочеркасске и со статусом
союзной республики в предполагавшемся новом союзном государстве (ССГ). Однако, вскоре Советский
Союз прекратил существование, а в составе Российской Федерации казачьи
республики так и не были организованы.
Терек заговорил о восстановлении Сунженского казачьего
округа, на Дону провозглашена Донская Казачья республика (самоликвидировалась
в
После гибели атамана Сунженского отдела ТКВ Александра
Подколзина (1991) и столкновений с ингушами в ст.
Троицкая эти события способствовали не политической активизации, а выезду
русского населения за пределы Ингушетии. Начался последний мощный отток
русского населения на Кубань и Ставрополье. Сегодня на Сунже
проживают единицы русских людей. Ингушетия стремительно превращается в
мононациональную республику.
14 октября
Хотя судьба казачьих автономных округов была непростой
и недолгой, но она показала жизнеспособность самой идеи казачьей автономии. И
ныне казаки стремится к этой идее. Увы, сейчас повторить этот опыт будет невозможно,
так как уже почти не осталось компактных казачьих поселений. Они были до
революции и оставались такими в первые годы советской
власти. Затем коллективизация, репрессии и война порушили уклад казачьей жизни
и нанесли сильный урон казачьему генофонду.
Особым опытом русского регионогенеза на Юге России является автономизация
особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды,
возникшее как особая административная форма существования территории сначала в
составе Кавказской области еще в 24 апреля того же года явилось другое
знаменательное в истории вод Высочайшее повеление, которое дало Кавказским
Минеральным Водам статус местности государственного значения, сначала ими
руководила Строительная комиссия;
позднее
Знаменательным
событием для Кавказских Минеральных Вод стал 1992 год, когда им был придан
статус особо охраняемого эколого-курортного региона РФ, имеющего федеральное
значение, и создана администрация КМВ. Центром региона КМВ стал город
Ессентуки.
Особо охраняемый эколого-курортный регион Российской
Федерации – Кавказские Минеральные Воды – создан в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 года, №309 и является федеральным курортом существует до сих пор [18].
Примечания:
1. Сущий С.Я. Дружинин А.Г., Очерки географии русской культуры. Ростов-на-Дону, СКНЦВШ, 1994, 575 с; Дружинин А. Г. Южно-Российский регионогенез: факторы, тенденции, этапы // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2.
2. В нашем понимании Юг России охватывает не только традиционные составляющие ЮФО и СКФО, но и Верхний Дон (южная периферия Воронежской области). См. подробнее Дружинин А. Г. Юг России: понятийно-терминологическая концепция и территориальные реалии // Научная мысль Кавказа. 1999. № 3.
3.
Насонов А. Н., Тмуторокань в
истории Восточной Европы Х в.// Исторические записки. Выпуск
4. В Таманском археологическом музее хранится мраморная колонна, надпись на которой гласит: «Свидетель веков прошедших послужил великой Екатерине к обретению исторической истины о царстве Тмутараканском, найденном в 1792г. атаманом Головатым. Свидетельство его свету сообщил граф Пушкин».
5. И после Донскаго побоища Мамаев сын Мансур-Кият (Маркисуат) Князь зарубил три городы Глинеск, да Полдову (Полтаву), да Глеченицу (Глиницу), дети же Мансур-киятовы (Мансуркиатовы) меньшой сын Скидер (Скидырь) [князь] поимав [поймав] стадо коней и верблюдов и покочевал в Перекопи, а большой сын [его] Алекса (Олеско) [князь, а] остался на тех градех преждереченных [городех]» (Глинск и Глинница, фигурируют с самого начала под славянскими названиями, а название Полтава – если и не вполне ясного происхождения, то, во всяком случае, тоже не кыпчакское). // Синодальный список (пространная редакция) / Цит. по Шенников А.А. Княжество потомков Мамая // Депонировано в ИНИОН. –7380. Л., 1981.С.20-22.
6. О теории «Хазаризма» повествует Густинская летопись, Дивович С. Разговор Великороссии с Малороссией.
7. Краснов П.Н. Картины былого Тихого Дона: Краткий очерк истории войска Донского. Санкт-Петербург,1909.
8. Атаман Краснов
П. Основные законы Всевеликого войска Донского
//Сборник документов Донского
Войскового Круга (1917-1920 гг.) // Справочный материал для народных депутатов
Ростовского областного Совета). Составители: В. Плетнев, А. Озеров. - Ростов на Дону. С. 23.
9. После ухода в эмиграцию А.П. Богаевскому удастся сохранить свой титул Атамана Донского
казачьего войска в эмиграции, несмотря на все усилия П. Краснова. С
10. Краснов П.Н. Всевеликое Войско Донское // Архив русской революции — Т. 5. — Берлин, 1922. — Гл. IX.
11. Кубанская народная Республика. // http://ru.wikipedia.org
12. Цуциев А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774–2004). М., 2006. С. 65–74.
13. Сунженский казачий округ. // http://ru.wikipedia.org
14. Бурда Э. Об отдельном казачьем округе на территории Кабардино- Балкарской автономной области в 1925-27гг.// http://srn.su/?p=3802
15. Киреев Ф. Из истории Притеречного казачьего района Северной Осетии. // http://osetia.kvaisa.ru/1-rubriki/10-istoriya-i-sovremennost/iz-istorii-priterechnogo-kazachego-rajona-severnoj-osetii/
16. Муниципальные войны Северного Кавказа. // http://www.u-f.ru/ru/Archive/2005/7/25/Article/ID_370
17. Донское время. 2012.№10.
18. Указ Президента РФ от 27 марта 1992 года, №309 «Об Особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации – Кавказские Минеральные Воды.// СПС «Консультант-плюс».