Главная
использование материалов разрешено только со ссылкой на ресурс cossackdom.com |
(Краснодар)
ДЖИГИТОВКА
КАК ФЕНОМЕН ТРАДИЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ
Современная общественно-историческая ситуация сделала возможным возрождение и популяризацию в стране самобытно сложившихся видов спорта и средств подготовки казаков. Поэтому ответственной задачей представляется создание современной системы физкультурно-спортивной работы с казачьим населением. Джигитовка выступает здесь как необходимое звено целостной системы физического воспитания кубанского казачества.
Уточняя и конкретизируя специфические черты данного средства физического воспитания и военной подготовки, С.И.Ожегов предлагает следующее определение: "Джигитовка - это разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади, первоначально существовавшие у кавказских горцев и казаков".
На Кубани искусство джигитовки казаки демонстрировали на специально организуемых состязаниях, проводившихся Кубанским казачьим войском или непосредственно станичными правлениями. Так же, показательные выступления по джигитовке включались в программу подавляющего большинства торжественных мероприятий. На празднике, посвященном 200-летию Кубанского казачьего войска, наравне со взрослыми казаками, в джигитовке участвовали и подростки. Известны случаи участия в открытых соревнованиях по джигитовке вместе с мужчинами женщин-казачек, и даже получение ими призовых мест.
Существенным фактором, способствовавшим популяризации джигитовки на Кубани и развитии ее как военной дисциплины были постоянные контакты с горцами, в частности - с адыгами.
Благодаря своей эстетической красоте и спортивной зрелищности, джигитовка кубанских казаков получила широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами.
Для объективизации оценки джигитовки как феномена традиционной казачьей культуры, очень важен независимый, дистанцированный взгляд. В связи с этим, не безынтересными будут исторические наблюдения французского исследователя Yves Breheret, которого не упрекнешь в предвзятости. Восхищаясь казачьим искусством верховой езды и гимнастическими упражнениями на скачущей лошади, он делает заключение: "Во время джигитовки всадник сливается с конем, играя каждым мускулом тренированного тела".
Таким образом, правомерно говорить о джигитовке кубанских казаков не только как об эффективном средстве физического воспитания и морально-психологической подготовки казаков, но и значимой составной части исторически сложившейся физической культуры общества.