Се что добро...
(Рассказ о братской встрече отцов на Днепре)
...Крест установили с последними лучами солнца. Курган с мощами
сотен праведных запорожских воинов просиял Казачьей Голгофой, став сообщающимся
сосудом с Иерусалимом и Соловками. Если бы возможно было передать на бумаге,
чту в этот момент происходило с сердцами братьев и отцов, участвовавших в
этой необыкновенной паралитургии! Но сначала расскажем, что предшествовало
этому соборному ликованию...
На братскую встречу-круг собралось без малого пятьдесят человек с престолов
России и Украины, из них - двадцать два священника и дьякона. Москва, Донецк,
Санкт-Петербург, Киев, Саратов, Ужгород, Иркутск, Луганск, Ростов-на-Дону,
Северодвинск, Выборг, Днепропетровск... А с ними в духе ещё и Хиросима, Иерусалим,
Харьков, Нижний Новгород, Ярославль - всех не перечислишь. И ещё не перечислишь
всего, что происходило в эти дни.
Началось всё с Днепра. Напротив одного из порогов (а может отсюда начало Руси
Киевской?!) разбили лагерь. С холма, казалось, можно простереться сердцем
на всю необозримую ширь Русской земли. Окунувшись в реку, невозможно уже выйти
из вод её, вода - любящая. Омовение продолжилось на источнике Непорочного
Зачатия. Сокрытый в поросшей лесом лощине, источник этот известен преданием:
казаки после неравного боя с татарами уходят от преследования, неся на плечах
смертельно раненого друга. Тот просит их оставить его умереть, чтобы потом,
вернувшись, братья схоронили его косточки. Через год братья возвращаются последний
раз послужить другу и видят на том месте молодого казака у заводи, полной
рыбы. Кто ты? - спрашивают его. Отвечает: я и есть ваш брат Яць, которого
оставили вы здесь. И рассказывает, как к нему, умирающему, явилась Пречистая
Дева и, указав на небольшую заводь у ручья, повелела омываться в ней ежедневно.
Так, день за днём, стал преображаться казак, рождаясь от Непорочного Лона.
Известны многие случаи исцеления на источнике, в т.ч. от рака и ишемии.
Спустившись, мы оказались, по словам отцов, в каком-то другом пространстве,
совершенно изолированном от окружающего мира Переживание пакибытия захватывало
дух и умиротворяло сердца одновременно. Отец Мартин, омывавший братьев, засвидетельствовал,
что источник этот совершенно особый, премирный. "Здесь - мощевая благодать!"
(о. Макарий). "Побывав здесь, будто побывали во всех святых местах, на
всех источниках" (свящ. Мелхиседек).
Невиданные птицы - ярко-бирюзовые с огненно-оранжевым сопровождали нас, напоминая
о возвращаемом на землю Царствии. Уже вечером, у костра, наслаждались общением
святых, слушая рассказ отченьки Максимилиана о посещении им Святой Земли.
Отцы Михаил и Николай щедро делились впечатлениями от поездки в Японию.
Радость иномирная, уже другого порядка, переполняла сердца. Подошёл молодой
мужчина, говорит: проезжал мимо днём и поразился - никогда ещё не видел, чтоб
столько мужчин - и в силе! Расскажите, кто вы? Пригласили, рассказали, окормили.
Через двадцать минут он привёз продукты, вошёл в общение и сразу стал братом.
...А над могилой Ивана Сирко - огненный столп. Гора, которую казаки насыпали
шапками в честь любимого кошевого атамана, окутана облаком особой чистоты.
Такое живое присутствие святого, что не сразу осмелишься взойти. Год назад
12 отцов и братьев совершили здесь служение на мощах. Через две недели в могилу
была возвращена голова атамана, дотоле хранившаяся в музее. Как всё преобразилось
с тех пор! С сыновней любовью ухожено место вокруг могилы, вымощена площадка,
новая лестница. Повсюду видны потёки от свечей - притекают люди Божии к местночтимому
святому (пока, правда, официально не канонизированному). Здесь - вечный мир
Царствия.
Иоанн Сирко избирался атаманом 30 раз подряд (уникальное явление для Запорожской
Сечи) и возглавлял Сечь в течение многих лет. За это время провёл более 300
битв, больших и малых, не проиграв ни одной. Вёл очень простой образ жизни.
Имея, подобно Аскольду, печать государственного мужа, болью сердца о славянской
Руси явил высший смысл казачества. Подобно Мелхиседеку, не имел рода-племени.
Подобно Соловецкому Серафиму, носил с собой три склянки с таинственной влагой.
С её помощью казаки дважды воскрешали любимого батьку из мертвых. Когда был
посажен в тюрьму за знакомство со Степаном Разиным, все европейские правители
стали ходатайствовать перед царём Алексеем Михайловичем о Сирко - ведь он
со своим малым воинством (всего-то пять-десять тысяч человек!) стоял стеной
от татарских и турецких набегов в течение многих десятилетий. И даже отойдя
в Царствие, продолжал служить своим сыновьям на земле. Дал он казакам десницу
свою, чтобы, благословляя ею поле бранное, не знали поражений.
Казачество, по меткому слову Гоголя, "было точно необыкновенное явление
русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед". Ещё откроется
смысл того, что сделали сечевые казаки для Святой Руси; как через благословение
Киево-Печерской лавры продолжили они непорочную ветвь славянского христианства,
сохранив Святого Духа. Воины Илии и Эноха, собор Иоанна Сирко, исполнив миссию,
ушли на небо, чтобы вернуться уже на Соловки как Серафимово братство.
В день памяти преп. Серафима служили мы литургию на могиле Иоанна Сирко и
единодушно переживали эту необъяснимую преемственность двух Голгоф - Казачьей
и Соловецкой- таинственную взаимосвязь двух братств - Сечевого и Серафимова.
Елеопомазание Собор святых благословил печатью воинства Господня. И вдруг
приезжает автобус, из него выходит группа людей и направляется к нам. Навстречу
им идут о. Михаил и о. Николай. Как выясняется, эти сильные и светлые мужчины
и смиренные женщины - администрация района. Часто они приезжают сюда, но благовестие
нашей Церкви слышат впервые. "Такие святые души!" - потрясены отцы.
Видно, что слушающие потрясены не меньше. Святой батько Иоанн привёл к нам
свою паству! И ещё знак. Во время освящения Св. Даров - звонок на мобильный
телефон.
Звонят о. Илларион, о. Лев и свящ. Александр из Харькова и просят передать:
"Слышишь?! Передай всем отцам - мы с вами!" А затем были слёзы,
и опять слёзы...
Сам святой рыдал, когда епископ Михаил возлил ему на могилу Крови Господней
из Чаши с Дарами. Да, против норм и канонов, но как благодарил праведный атаман
за такое "неправильное" служение! Взойдя от подножия холма на его
вершину, увидели мы перед собой два поля: слева - взошедшая рожь, справа -
пашня. И прочли мы по Книге знамений, что половина работы уже сделана Отцами.
Нам же предстоит одно поле засеять, а другое - пожать.
Когда же собрались уезжать, все стали дарить друг другу кресты, четки, медальоны,
ладанки - самым дорогим. Менялись братья крестами из глубины сердец, осенённые
Духом Святым в единодушной жажде отдать последнее. Будто бы выстраданные кресты
праведных казаков втеснялись во внутренняя с особым посвящением и братским
благословением - "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!" И долго
ещё не могли покинуть святыню; хотелось надышаться, впитать, взять с собой
мощевой земли...
Вечером прибыли на реку Каменку. В этих местах стояла когда-то Чертомлыцкая
Сечь.
Рассказывают, что как-то Иван Сирко увидел на берегу речки чёрта. Не долго
думая, казак достал пистолет, выстрелил и убил его (понимай духовно!). Черт
мелькнул копытами и исчез в бурной воде, откуда и дали название этому месту.
Окрестность здесь завораживающая: стремительный поток воды несётся сквозь
огромные глыбы гранита.
Неприступная сфера необыкновенно красивой природы, кажется, отторгает человека.
Но, освоившись, душа начинает ликовать "от гласов вод многих". О.
Максимилиан поражён сходством этих мест с Иорданом. Отныне имя реке - Новый
Иордан!
Совершенно неудивительно, что и в этой пустынной местности нас ожидали трое
влиятельных мужей (один из них - глава администрации района). Они думали,
что приехали отдохнуть, но мы-то знаем, что их привели ангелы принять благословение
пророческой церкви. Ещё одно свидетельство силы братской сферы: обычно приходится
пробиваться через множество препон, чтобы благовествовать властным структурам,
а здесь они приводятся сами, необъяснимыми путями притягиваясь на свет являемой
богоцивилизации. Им привычно, когда священник отчуждён, замкнут, высокомерен.
Но когда столько отцов в одном духе и радости - это поражает. "Прекрасно,
что вы несёте такую живую веру!" - сияли люди, рас- пахнув сердца.
И тут произошло знамение в небе: почти над головами пронёсся болид в зелёно-голубом
свечении, разбрасывая за собой сноп искр. Не долетев до земли метров сто,
он, вспыхнув, исчез. "Чертомлык - вот чёрт ногами и млыкнул!" -
смеялись братья. Каждый увидел в этой поражённой звезде космического беса,
низверженного силой истинного братства.
А когда все, став вокруг костра, стали возглашать славу Солнечной Матери,
пространство кругом наполнилось вибрациями такой силы, что, казалось, сдвинутся
камни и "Иордан обратися вспять". Великая мощь сферы прославления
Бога возносила от земли, ощущалось явное присутствие ангельских сил и соборное
благословение казаков. Какая паралитургия!
Всё рождалось неожиданно. Неформально, неправильно, вне распорядка и схем
устроял Дух. Трапеза, песни, омовение, шутки, беседы - как следствие взрыва
сердец. Сердца раскрывались сами собой, покой и умиление, Господь повсюду
в братской любви. И вместе с тем сохранялась строгая истинная иерархия, без
панибратства и вне греха, позволившая отцам проявиться как священникам мелхиседековой
метки. Кто-то вспомнил слова отца Афанасия: как быстро мы становимся отцами,
и как долго ещё становиться братьями!
На последний день было намечено водружение креста на казачьем кургане в
Днепропетровске. За неделю до этого братья обители наносили на курган камней
и сложили престол (кстати, в этот же день была зарегистрирована днепропетровская
община). К приезду отцов намеревались установить крест, но не успели. И с
самого утра началась брань: все устали, пора возвращаться, может, в следующий
раз... Тут ещё у двух машин одинаковая поломка - полетели тормозные колодки
(змей, как известно, норовит укусить в пяту). Но была воля Божия остаться
и совершить служение.
Каждый стремился послужить, что-то понести - лопату, ведро, часть креста.
Процессия шла через поле битвы казаков с татарскими полчищами (три тысячи
казаков против двадцати тысяч татар). Здесь, на берегу Днепра, захоронены
погибшие русские воины в братском кургане. А из под обрыва сочатся ключи,
будто благодать мощей.
Когда скрепляли планки креста, происходило что-то невообразимое. Всё вокруг
пребывало в напряжённом ожидании и изумлении. Хотелось созвать всю церковь,
весь мир участвовать в творящемся таинстве. Крест был готов, и братья с отцами,
взяв его на плечи, понесли крестным ходом вокруг кургана. Изъятые из окружающего
миропорядка, при отверстых небесных сферах, мы были наполнены священным трепетом,
необъяснимым страхом выйти из-под креста. Ни в коем случае не утерять причастности
творимому во всех мирах теургическому действу. Когда огненного цвета крест
водружали на каменное основание, казалось, он буквально рвется к небу. Затем
каждый подходил, чтобы в любви и безмолвии положить камни в основание креста.
Здесь, на мощах святых рыцарей Руси, совершилась передача сокровенных печатей
от отцов сыновьям. И рыдание забытых праведников: "Доколе?!!" сменилось
благодарным упокоением. Не было ни одного среди нас, кто не пережил бы откровения
Креста. "Божия Матерь подвела к распятию Господа всех, как Иоанна".
"Здесь Господь живой на кресте: Я счастлив, что теперь могу быть постоянно
рядом с вами". "На этом месте открывается красота Креста. Душа ликует
- хочется любить Крест".
Соборным благословением присутствующих отцов было определено быть этому месту
храмом Преображения на Крови. "Спасибо, братья", - стали расставаться
с земным поклоном. А на другой стороне Днепра грянули пушки, и в вечернем
небе заиграл всеми цветами салют. Невероятно, ведь в этот день,17 мая, не
было никакого официального праздника! Значит, быть празднику Прославления
свято-казачьего Креста!!!
На следующий день служение Богу перетекло в служение миру. 10 000 гектар земли
ждало благодати братского единодушия. Нас просили благословить засеянные поля.
Сорок человек в огне Святого Духа 12 часов подряд освящали земли, предуготованные
для Господа. Засевали мощевой землёй с могилы Ивана Сирко, орошали благодатью
Непорочного Зачатия. Поле за полем становилось уже Новой Землей, очищенной
от греха и скверны. Люди плакали, благодаря Бога.
Прекрасен Господь, прекрасно братство, прекрасна жизнь в Духе Святом с Солнечной
Матерью!